Обложение следует
Что изменит введение налога с продаж
Пока правительство ищет формулировки, чтобы отменить мораторий на повышение налоговой нагрузки и ввести налог с продаж, "Власть" пыталась найти сторонников нового налога.
Выступая на совещании по бюджетным проектировкам 5 августа, премьер Дмитрий Медведев призвал проанализировать дополнительные возможности по мобилизации доходов, включая "самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки, несмотря на то что к этой мере нужно прибегать в самом крайнем случае". Таким образом, глава правительства дал понять, что в экстренной ситуации Белый дом может игнорировать собственное обещание не трогать налоговые ставки до 2018 года. Самой громкой новостью в этой области стало объявление о том, что Россию скоро ждет возвращение налога с продаж (НСП).
Источник "Власти" в одном из ведомств, участвовавших в обсуждении налогового маневра, говорит, что введение НСП — вопрос почти решенный. "Шансов, что власти передумают, не больше 5%. Все противники введения НСП уже смирились с поражением",— объясняет он. Проект новой главы Налогового кодекса о введении налога с продаж (НСП) уже подготовлен Минфином и разослан на согласование в заинтересованные ведомства. Собственно, ничего нового там не содержится. Проект повторяет главу НК, отмененную десять лет назад, с той лишь разницей, что ставка налога составляет не 5%, а 3%.
У России долгая история взаимоотношений с НСП. Его вводили дважды: в кризисные 1991 и 1998 годы. В первый раз налог прожил год, во второй продержался дольше и был отменен в 2004-м. Во время "второго пришествия" Конституционный суд дважды принимал решение о неконституционности налога. "Не скрою, правительство тогда приложило определенные усилия для того, чтобы это решение было принято",— говорит источник "Власти", участвовавший в разработке налоговой реформы.
Причины введения НСП и в 1991-м, и в 1998-м совпадали с требованиями сегодняшнего дня: были очень нужны деньги. Однако справиться с этой задачей НСП не мог. Собираемость налога не превышала 40%. Сейчас, уверены эксперты, ситуация будет не сильно лучше. За прошедшие с 2004 года десять лет в России сильно увеличилось количество торговых сетей, а только их можно гарантированно обязать выплачивать налог, однако эксперты оценивают возможные сборы максимум в 50%.
При этом у НСП много побочных эффектов. Налог проинфляционный: вклад в инфляцию составит не менее 1%. "Плюс 2% НДС дадут гораздо меньший вклад в инфляцию, чем 3% НСП",— убежден чиновник одного из ведомств финансово-экономического блока. Кроме того, налог каскадный и сложно администрируемый. "Неочевидно, что рост издержек на администрирование нового налога скомпенсируется приростом поступлений от него",— отмечает старший научный сотрудник Института Гайдара Светлана Шаталова. К тому же введение дополнительного налога на потребление, то есть рост розничных цен, может привести к снижению потребительского спроса, что в условиях стагнации крайне нежелательно.
Поиск дополнительных доходов бюджета изначально шел по пяти направлениям: увеличение ставки НДС до 20%, повышение нагрузки на доходы физических лиц путем увеличения ставки НДФЛ до 15% или отмены плоской шкалы, смягчение бюджетного правила и, наконец, отказ от финансирования госпрограмм с последующей выработкой новых приоритетов госрасходов.
Последний путь выглядит наиболее системным в условиях стагнирующей экономики и при прогнозах, согласно которым новых крупных источников бюджетных доходов до 2018 года пока не просматривается. Однако это решение сложно по двум причинам. Прежде всего кто-то должен взять на себя политическую ответственность за непопулярный шаг (собеседники "Власти" в ряде ведомств при этом убеждены, что оппозиция к сокращению расходов будет сильнее в элите, чем среди простого населения). Кроме того, за каждым инвестпроектом стоят мощные лоббисты. По словам одного из собеседников "Власти", участвовавших в обсуждениях нового налогового маневра, некоторые эксперты и чиновники предлагают вернуться к идеям "Стратегии-2020", которая была написана коллективом экспертов для премьера Владимира Путина, но так и не реализована. При этом варианте приоритетами были бы образование, здравоохранение и инфраструктура. "Но руководство еще просит помимо социалки и дорог не трогать агропромышленный комплекс и космодром Восточный. Ну а раз их нельзя трогать, то дальше лоббистов ничего не остановит",— вздыхает источник "Власти".
Бюджетное правило, начавшее действовать с 1 января 2013 года, объявлено священной коровой, хотя мало кто из экспертов понимает, почему "мне непонятно, почему нельзя менять бюджетное правило в условиях, когда у вас не растет ВВП", удивляется один из участников экономических совещаний в Белом доме: "Вы и так ограничены естественным образом, а неестественно вы еще ограничены и правилом". За смягчение бюджетного правила открыто выступали и помощник президента по экономике Андрей Белоусов, и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, однако Владимир Путин пока поддерживает министра финансов Антона Силуанова.
"Повышение НДС ударит по промышленности, в первую очередь по отраслям с высокой добавленной стоимостью",— полагает ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Говорят, именно этот аргумент использовал помощник президента Андрей Белоусов, убеждая главу государства. Кто защитил НДФЛ в нынешнем виде, неизвестно, но в итоге остановились на введении налога с продаж.
Во всем мире есть лишь одна страна, где одновременно взимаются налоги на добавленную стоимость и с продаж,— Канада. При этом все сторонники введения НСП, например вице-премьер Аркадий Дворкович, который активно лоббировал эту идею еще во время работы в администрации президента, предлагали все же идти не по канадскому, а по американскому пути, то есть заменить один налог другим.
Все собеседники "Власти" сходятся во мнении, что ввести НСП президента убедил Андрей Белоусов. Идею сосуществования двух оборотных налогов он лоббировал еще в должности министра экономического развития. В декабре 2012 года Белоусов заявил, что Минэкономразвития в принципе выступает против замены НДС налогом с продаж. Но в некоторых регионах не исключено введение налога с продаж дополнительно к НДС, а целесообразность его введения будет зависеть от региональных условий. Против НСП выступали и Минфин, и Минэкономразвития уже при Алексее Улюкаеве.
По словам нескольких собеседников "Власти", помимо экономической аргументации нового налога (для бизнеса новые налоги еще болезненнее, чем для граждан) были и политические доводы. НСП — региональный налог, и решение о его введении каждый губернатор будет принимать лично. А значит, недовольство граждан выплеснется на него, а не на федеральные власти. Впрочем, отмечает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина, мало кто из граждан разбирается в структуре российской власти, а те, кто в состоянии различить ее уровни, понимают, что инициатором НСП стал именно центр.
Деньги регионам, обремененным майскими указами, действительно очень нужны. Совокупный дефицит региональных бюджетов приближается к триллиону рублей. Но, по оценкам Минфина, введение НСП принесет 195 млрд руб. в следующем году, 211 млрд — в 2016-м и 230 млрд руб.— в 2017-м. Увеличение НДС на 2%, по расчетам ведомства, в течение первого года принесло бы полтриллиона рублей, половина из которых пошла бы на трансферты регионам.
Даже если сборы от НСП поровну поделить между всеми регионами, они не исправят положения. Но НСП — это налог богатых городов, где граждане тратят много и организованно. "По сути, это налог для инвестиционных программ крупных городов",— объясняет Елена Пенухина. Получается парадокс. Налог, который вводится специально для того, чтобы помочь бедным регионам выполнить социальные обязательства, этой цели достичь не может. Но вызвать рост социального недовольства ему вполне по силам. В версии 1998 года под него не подпадали социально значимые товары: хлеб, молоко и молочные продукты, растительное масло, крупы, сахар, соль, картофель, детское питание, одежда и обувь. Сейчас на федеральном уровне никаких ограничений не предполагается. Губернаторам бедных регионов придется вводить налог на основные продукты питания тоже, иначе им вообще нечего будет облагать. Другое дело — Москва и область, Санкт-Петербург и Татарстан. "Вообще весь этот налог — идея московской мэрии, поскольку правительство им не дало денег на дороги и все остальное из федерального бюджета. В итоге Сергей Собянин попросил дать право субъектам вводить дополнительный налог на потребление",— говорит источник "Власти", знакомый с ходом обсуждения. Представители мэрии это не комментируют.
Если введение НСП не сможет решить проблем дефицита бюджетов всех уровней, то уже на следующий год власти вновь столкнутся с необходимостью искать дополнительные источники доходов. И тогда перед ними окажется тот же набор вариантов: смягчать бюджетное правило, резать госпрограммы или повышать налоговую нагрузку на бизнес и население. "Как говорила Алиса в Стране чудес, если порезать руку ножом, то обычно идет кровь. Если мы будет игнорировать это правило, то кровь пойдет обязательно и очень сильно",— предостерегает завотделом экономической теории ИМЭМО Сергей Афонцев.