"Командир воздушного судна в любой стране мира является национальной гордостью"
Российскими самолетами будут управлять иностранцы. Авиаперевозчики смогут привлекать ежегодно до 200 граждан других стран в качестве командиров воздушных судов. Об этом говорится в постановлении правительства. Президент фонда "Партнер гражданской авиации" и заслуженный пилот СССР Олег Смирнов и заместитель генерального директора инвестиционной компании "Регион" Анатолий Ходоровский обсудили ситуацию с ведущим "Коммерсантъ FM" Анатолием Кузичевым.
Определять, сколько иностранцев требуется каждому перевозчику, будет Росавиация. Она же будет контролировать все заключенные договоры.
— Олег Михайлович, с чем связана эта мера, это постановление? У нас что, совсем острый недостаток пилотов? Вернее, даже не пилотов, а командиров воздушных судов.
О.С.: Абсолютно правильно. Первое непонятное промедление — это то, что еще весной был принят закон. Он делался долго, может быть, он непростой, но за двое-трое суток его можно было сделать. В этом постановлении правительства не хватает первого и главного пункта, который бы разъяснил нашим людям, 140 млн, всем радиостанциям и телевизионным каналам, в чем причина ситуации, кто из чиновников освобожден от занимаемой должности за то, что задачку для ученика третьего класса не смогли решить, имея собственные учебные заведения, и вынуждены прибегать найму западных пилотов.
— Для меня это тоже очень странно. Единственное, поясните тогда, пожалуйста, в чем задачка, и неужели она такая простая?
О.С.: Для ученика третьего класса. Надо было государственным регулирующим органам, коих у нас в стране больше, чем хотелось бы для авиации, может быть, для других не хватает еще, но для авиации это излишне, и никто ни за что не отвечает, и им надо было собрать все данные по всем авиакомпаниям, приплюсовать, знак "плюс" поставить, сложить это все, и эту сумму разместить в учебных заведениях. Им надо было следить, применяя свой интеллект, свои силы, каждый день за тем, как продвигаются эти люди до командиров кораблей, за каждым персонально, чтобы у них был налет, чтобы у них был опыт, чтобы у них были теоретические знания и все остальное, что делалось на протяжении многих десятилетий в нашей стране.
— Олег Михайлович, сколько нужно времени, чтобы из пилота превратиться в командира экипажа?
О.С.: Это все зависит от того, куда пилот попадет.
— Предположим, он попал в "Аэрофлот".
О.С.: Нет, сначала надо, чтобы он стал командиром корабля на малом самолете. В "Аэрофлоте" только крупные корабли, к сожалению. Нужно, чтобы он стал командиром на малом самолете, а потом куда угодно: в "Аэрофлот", "Трансаэро" и так далее.
— В "Аэрофлот", "Трансаэро" он уже придет в качестве командира экипажа с малого корабля?
О.С.: Да. Командир экипажа, командир корабля — это особая категория людей. Не каждый человек может стать командиром корабля по своим физическим и психофизиологическим данным. Что такое пилот, командир корабля? У него не часы, не сутки, не минуты, не секунды, а доли секунды, он должен принимать решения, находясь там, время бежит со страшной скоростью, на высоте 10 км, и там много других особенностей. Поэтому командир корабля в любой стране мира является национальной гордостью.
— Анатолий Матвеевич, как вы считаете, это действительно задачка для третьего класса, которую наше государство не смогло решить?
А.Х.: Олег Михайлович, конечно, задачу сформулировал правильно, только, наверное, не совсем для третьего класса, потому что реально за те годы, в которые накопился дефицит пилотов, а он есть, его все признают, происходили процессы очень большого, серьезного, значительного обновления парка, изменения его качества, то есть уже нужны другие пилоты. Плюс ко всему, происходил резкий рост объемов перевозок, совершенно качественно менялась их структура, соотношения между внутренними и международными. Кто их выполнял, какие компании? Если 20 или 25 лет назад был один "Аэрофлот", то сейчас вся эта ситуация сложнее. Да, действительно нужно было об этом задумываться значительно раньше, но есть одно "но": у вас в вопросе есть некий элемент лукавства. Я бы сказал, что нужно спросить было бы не так. "С кем вам комфортнее лететь?", но не с российским или иностранным пилотом, а с квалифицированным профессионалом, здесь я с Олегом Михайловичем согласен, или с менее квалифицированным?
— Но здесь ответ понятен. Просто интересно, как люди себя ощущают в самолетах. Спокойнее ли им с нашими пилотами. Например, узнаете вы, что командир экипажа, допустим, Николай Скворцов — слава богу. Или, наоборот, слышите, что, к примеру, Питер Хеманд, и думаете: "Нет, все-таки иностранец посолиднее как-то".
А.Х.: Вам могут сказать "Николай Скворцов", а у него будет латвийское гражданство. Если вы летаете Airbaltic, то вы попробуйте определить национальность пилота по тем языкам, на которых он приветствует. Далеко необязательно, что приветствующий вас на русском языке пилот является гражданином Российской Федерации, работающий в Латвии, это может быть кто угодно. Я часто летаю этой компанией, и они решили эту задачу, привлекая иностранных пилотов. Там работали люди из 20 стран, в Латвии просто не могло быть такого количества пилотов. Сейчас постепенно, когда вторые подходят к первым, когда прошел весь тот путь, о котором говорит Олег Михайлович, там действительно много пилотов, у которых латвийский паспорт. Мы этим путем не пошли.
— Речь о 200 иностранных пилотов, это, на наш непрофессиональный взгляд, очень немного.
А.Х.: Это очень мало.
— Этот дефицит можно весь покрыть в течение нескольких лет или нет? Это же микроскопическая недостача?
А.Х.: Нет, это не микроскопическая недостача, это та квота, которая выделена для найма.
— Но разве она не компенсирует все наши потребности?
А.Х.: Нет, конечно, вы должны понимать, что один самолет класса Boeing 777, который выполняет дальнемагистральные рейсы — это восемь-десять первых пилотов, если посчитать. На самом деле здесь экономика значительно сложнее, поэтому сейчас очень много разговоров: "Нам нужны легионеры в футболе или нет?".
— Абсолютно корректно.
А.Х.: Это примерно то же сравнение. Нам нужны легионеры здесь или не нужны?
— У вас есть ответ? Нужны или нет?
А.Х.: Пилоты — да.
— Легионеры?
А.Х.: Легионеры — да, и лимит не нужен, а 200 — это лимит.
— Это фактически лимит на легионеров в воздухе. Олег Михайлович, вам эти аналогии футбольные понятны, знакомы?
О.С.: Я бы согласился с коллегами по основным делам, я бы категорически не согласился бы со сравнением пилота с футболистом. Это даже вызывает нервную дрожь у нашего народа, который видит, как за большие деньги наши футболисты пешком ходят по полю, и им это можно.
— На больное наступили, нам самим больно. Некорректное сравнение, забыли о футболистах, о миллионерах, которые пешком ходят. Олег Михайлович, я читаю мотивационную часть этого постановления, там написано, что это привлечение "позволит российским авиакомпаниям не только ликвидировать дефицит летных экипажей, но и ускорит подготовку этих специалистов за счет передачи навыков и опыта". Вы считаете, что приход этих 200 иностранных специалистов, командиров воздушных судов, поможет нашей отрасли или, напротив, в итоге все иностранцы вытеснят наших?
О.С.: Я бы разделил этот вопрос на два подвопроса. Немного возвращаясь назад: у нас есть так называемый Таможенный союз, это прибавляя вот к идее коллеги относительно латвийских летчиков. Плюс к этому, у нас есть Таможенный союз, где все уже давно решено, где президентами подписан документ о Таможенном союзе, где сказано про "свободный обмен трудовыми ресурсами". Не надо было никаких законов, свободный обмен уже предусмотрен. Летчики, которые закончили наши учебные заведения, пилоты — это желанные люди для нас, они знают наш менталитет, знают наши правила поведения, знают наш язык, сами русские, как правило. И это в Таможенном союзе, Казахстане, Белоруссии, это и Туркмении, и Кыргызстане, это и Азербайджан, и Латвия, и Эстония, и Литва, везде эти люди есть, они для нас будут полезны. Теперь скажите мне, пожалуйста, какой парижанин или лондонец поедет к нам и ради чего?
— Ради денег, ради высоких зарплат.
О.С.: Командир корабля — это национальное достояние и ценность каждой страны. Почему? Потому что, во-первых, не каждый может им стать, во-вторых, это дорогая штука. Я не знаю, сколько пролетал коллега, который говорит сейчас, я 40 лет за штурвалом пролетал, и я знаю, кто такой командир корабля, и отдаю себе полностью цену его. Командир корабля всегда востребован в этих государствах как дорогой человек, потому что для того, чтобы стать командиром корабля, надо миллионы рублей и миллионы долларов потратить на это авиакомпании.
— Вы имеете в виду, что они просто сами не пойдут?
О.С.: Они все востребованы там, командир корабля везде дефицит, к нам придут те, кто там не востребован. Кто не востребован у вас на станции? Алкоголик не востребован, наркоман не востребован и непрофессионал не востребован. И так же в авиации. И они полезут сюда, уже лезут, есть факты такие.
— В этом рассуждении есть пугающая логика. Анатолий Матвеевич, завершите, пожалуйста, свой комментарий?
А.Х.: Я позволю себе здесь не согласиться с Олегом Михайловичем, я не летчик, я экономист, но я прекрасно знаю эти модели.
О.С.: Вы — экономист, поэтому вы так и рассуждаете, по-экономически. Для меня важнее не деньги заработать, а сохранить жизнь пассажиров. Вы зря меня с экономистом свели, надо было ему другого финансиста, надо было ему Савельева подбросить, они бы нашли общий язык.
— Олег Михайлович, наша задача была выяснить и услышать ваше мнение, в том числе.
О.С.: Учитывая политическую ситуацию, которая сейчас складывается с санкциями, как бы нам с вами и с Савельевым, генеральным директором авиакомпании "Аэрофлот", и этому экономисту, не пришлось бы искать рабочие места для своих пилотов. Санкции наложат, у нас остановятся авиакомпании нашей страны. Вот, товарищ экономист, как это будет. И мы должны будем искать для наших командиров кораблей работу за рубежом. У нас остановится весь парк, как остановился "Добролет".
— Мнение пилота всегда интересно. Давайте на всякий случай послушаем и экономиста тоже.
О.С.: Можно посоветовать, что делать с командирами кораблей в его компании, когда наложат на компанию санкции. Остановятся все западные Boeing и Airbus. И пусть объяснит пассажирам, что им придется пересаживаться на собак, оленей и на паровоз.
А.Х.: Если наложат санкции, если санкции зайдут за критические рамки с обеих сторон, а такой вариант не исключен, то нам не понадобятся никакие командиры кораблей, потому что у нас не будет самолетов. Здесь я согласен.
Но рынок труда существует, и пилоты сюда поедут, причем, поедут квалифицированные пилоты, те, которые готовы работать чуть больше, чтобы набрать налет часов для следующего типа воздушного судна, которые они не могут набрать в силу профсоюзных ограничений, например, в Норвегии или Исландии. Есть кризис в Скандинавии. Есть очень высокие налоги.
Приедут сюда, на самом деле, квалифицированные пилоты. Есть опыт многих компаний, которые так набирали. Есть страны, которые имеют авиакомпаний больше, чем возможностей, те же Эмираты, Турция. Там не все пилоты турки и арабы.