10 фильмов, взятых на вооружение Пентагоном
Минобороны США обратилось за помощью к Голливуду: военные и кинематографисты будут совместно разрабатывать оружие нового поколения — реальную версию костюма Тони Старка из «Железного человека». Weekend собрал другие случаи, когда Пентагон призывал на службу Голливуд
«Зеленые береты»
Режиссер Джон Уэйн, Рэй Келлог, Мервин Лерой, 1968 год
Цель: формирование образа врага
Фильм, в котором полковник армии США, приняв командование отрядом специального назначения во Вьетнаме, изменил свое отношение к роли США в военном конфликте со скептического на апологетическое, был задуман как ответ всем критикам Вьетнамской войны и создавался при полной поддержке Пентагона. Еще до начала съемок Джон Уэйн предоставил сценарий представителям министерства обороны, сопроводив его пометкой, что согласится на любую правку. В результате редактуры в фильме не осталось ни одного диалога между вьетконговцами — вьетнамские бойцы были представлены бессловесными садистами. Вместе с тем Пентагон потребовал, чтобы его участие в создании фильма осталось тайной. "Зеленые береты" вышли, когда война подходила к концу и, несмотря на резкую критику профессионального сообщества, свою миссию выполнили, собрав в прокате $21 млн.
«Лучший стрелок»
Режиссер Тони Скотт, 1986 год
Цель: увеличение числа военнослужащих
Фильм о курсантах элитного летного училища ВМС США c 24-летним Томом Крузом в главной роли до сих пор считается эталоном военного пропагандистского кино. В обмен на необходимую технику и консультации режиссер Тони Скотт и продюсер Джерри Брукхаймер позволили представителям ВМС США внести любую правку в уже готовый сценарий. Представители ВМС предложили перенести сцены, которые должны были разворачиваться на Кубе, в другое место, не разрешать юным представителям элитных войск США ругаться в кадре и заменить сцену столкновения самолетов, в которой погибает один из главных героев, на неудачное катапультирование — чтобы не пугать потенциальных контрактников, для которых фильм и снимался. "Лучший стрелок" вернул американской армии популярность, растерянную после войны во Вьетнаме: количество вступающих в ВМС выросло на 500% — возле кинотеатров даже были оборудованы специальные кабинки, где любой желающий мог записаться в ряды контрактников или получить консультацию для поступления в военное училище.
«День независимости»
Режиссер Роланд Эммерих, 1996 год
Цель: формирование положительного образа армии
Сценарий фильма Роланда Эммериха о военном вторжении инопланетян на Землю накануне 4 июля был практически полностью переписан по просьбе представителей министерства обороны США. В обмен на бесплатное пользование действующими танками, беспилотниками и вертолетами создатели картины согласились существенно доработать образ главного героя — капитана Стивена "Стиви" Хиллера, сыгранного Уиллом Смитом. Из сценария исчезли нецензурная лексика, любовь Стиви и стриптизерши, а также сцена, в которой он учит детей убивать пришельцев с помощью фейерверков. К окончательному варианту сценария была прикреплена записка от сценариста Дина Девлина: "Если фильм не заставит каждого мальчика в стране немедленно захотеть управлять военным самолетом, я съем этот сценарий". Этого делать ему не пришлось: "День независимости" открыл новую главу в истории сотрудничества Пентагона и Голливуда и стал одним из самых кассово успешных в истории американского кино. Отчасти из-за беспрецедентной рекламной кампании: премьера фильма прошла в Белом доме, в числе его первых зрителей были Билл Клинтон с семьей, рекламу фильма транслировали во время перерыва Супербоула, а прокат стартовал день в день с началом истории — 2 июля.
«Завтра не умрет никогда»
Режиссер Роджер Споттисвуд, 1997 год
Цель: стабилизация международных отношений
18-й фильм бондианы — редкий случай, когда в обмен на предоставление профессиональной военной техники представители министерства обороны США потребовали от создателей фильма проявить не столько патриотизм, сколько здравый смысл. Жертвой военной цензуры стал диалог между Бондом и агентом ЦРУ Джеком Уэйдом. Последний, прощаясь с Бондом, который собирается десантироваться во вьетнамские джунгли, предупреждает его: "Не дай им себя поймать. Ты знаешь, к чему это приведет. Будет война, но на этот раз мы можем победить". Представители Пентагона посчитали, что подобные шутки могут нарушить с трудом достигнутый дипломатический мир: именно в 1997 году был назначен первый посол США во Вьетнаме после восстановления дипломатических отношений между двумя странами. Сцена из сценария была вычеркнута.
«Перл-Харбор»
Режиссер Майкл Бей, 2001 год
Цель: героизация национальной истории
225-миллионную костюмированную военную мелодраму о событиях, повлекших за собой вступление США во Вторую мировую войну, невозможно было снять без поддержки министерства обороны США. В обмен на технику и костюмы 1940-х годов создатели фильма согласились пустить на площадку консультантов министерства и несколько поправить сценарий. Для героизации американских военных пришлось пожертвовать исторической правдой: был добавлен вымышленный эпизод бомбардировки японской армией американского госпиталя, а также утоплено четыре американских корабля, которые на самом деле выстояли атаку. Герой Алека Болдуина полковник Джеймс Дулиттл, инициатор первой воздушной атаки Японии, которого сослуживцы характеризовали как "хама и придурка", превратился в фильме в идеального командира, движимого исключительно чувством долга и товарищества. "Перл-Харбор" стал кассовым хитом и положил начало многолетнему сотрудничеству Майкла Бея и Пентагона. Не оценили пропагандистского запала только реальные участники событий: прототип одного из главных героев, лейтенант Кеннет М. Тейлор, назвал "Перл-Харбор" "сенсационным говном".
«Крепкий орешек», «Крепкий орешек — 2»
Сценарист Стивен Е. де Соуза, 1988, 1990 годы
Цель: разработка сценариев возможных террористических атак
О секретном совещании в Пентагоне после событий 11 сентября 2001 года, на которое было приглашено 20 кинодеятелей для разработки "возможных сценариев террористических угроз", стало известно из интервью сценариста "Крепкого орешка" Стивена Е. де Соузы для Би-би-си. Человек, придумавший, как одному полицейскому спасти сотни заложников, несмотря на снежный буран, некомпетентных глав службы безопасности и недалекого начальника антитеррористического подразделения военного министерства (причем сделать это до того, как в самолете с заложниками, кружащем над аэропортом, закончится топливо), честно признался, что первой его мыслью после получения приглашения стало "Плохи их дела, если им понадобился я". Де Соуза сообщил, что встреча длилась три дня, а руководил ею пожелавший сохранить анонимность представитель министерства обороны США, "который по манере разговора напоминал капитана Кирка из "Стар Трека"". Сценарист "Крепкого орешка" стал единственным названным публике участником мероприятия, Пентагон с официальными заявлениями не выступал, но профессиональные военные инициативой министерства остались недовольны.
«Люди Икс: первый класс»
Режиссер Мэттью Вон, 2011 год
Цель: официальная рекламная кампания контрактной службы
Перезапуск франшизы о судьбе мутантов в мире людей стал первым открытым продюсерским проектом Пентагона. В обмен на финансирование проекта создатели картины разрешили министерству обороны использовать сцены из фильма в агитационных целях еще до официальной премьеры. Рекламные ролики, призывающие поступить на контрактную службу, были смонтированы из сцен со съемок и военных учений. Закадровый голос сообщал: "Герои — это обычные люди, которые обнаруживают, что могут совершать необычные поступки. Это больше чем униформа, это шанс стать круче, чем можно себе представить".
«Цель номер один»
Режиссер Кэтрин Бигелоу, 2012 год
Цель: популяризация контртеррористических достижений
Казалось бы, к 2011 году отношения между Пентагоном и Голливудом окончательно устоялись, но Кэтрин Бигелоу удалось вернуть в них градус скандальности. Ее едва одобренную сценарную заявку патриотического блокбастера об операции по поимке Осамы бен Ладена в прессе немедленно назвали частью предвыборной кампании Барака Обамы. Положение усугубилось, когда через несколько месяцев после начала съемок были обнародованы секретные документы, в которых высшие чины ЦРУ и министерства обороны обсуждали возможность предоставления съемочной команде Бигелоу доступа к отобранным материалам по операции, а также проведение экскурсии на секретных полигонах ЦРУ и назначение консультантом картины одного из командующих отряда специальных операций по борьбе с терроризмом. Из тех же документов стало известно, что в Пентагоне рассматривали несколько сценарных заявок на эту тему, но предпочтение отдали проекту Бигелоу как "наиболее перспективному в плане успеха у массового зрителя". И не ошиблись: еще до премьеры (которую руководители Columbia Pictures на всякий случай все-таки перенесли — она состоялась после президентских выборов) рейтинг фильма на Rotten Tomatoes составлял 100%. Бигелоу окрестили "новым имиджмейкером ЦРУ", но сотрудничество с военными она продолжила: теперь она планирует снять фильм о сержанте Боуи Бергдале, который пять лет пробыл в плену у талибов в Афганистане и был обменян Бараком Обамой на пятерых заключенных Гуантанамо.
«Человек из стали»
Режиссер Зак Снайдер, 2013 год
Цель: презентация новой техники
От министерства обороны США создателям перезапуска франшизы о Супермене нужна была военная техника и разрешение на съемки на военных базах, которое существенно сократило бы расходы команды режиссера Зака Снайдера и продюсера Кристофера Нолана. Со съемочной командой общался лично глава управления по работе с культурными инициативами министерства обороны США Фил Струб, который потребовал в качестве компенсации внести в сценарий ряд поправок, чтобы образ армии не был таким "мультяшным". Однако после редактуры сценария министерство обороны выдвинуло новое условие сделки: "Человек из стали" должен был стать премьерой и демонстрацией технических возможностей едва ли не самого дорогого оружия современности — ударного истребителя F-35. В эксплуатацию истребитель должны ввести в 2018 году, но первый боевой полет F-35 уже совершил — над вымышленным городом Смолвилль, где провел свое детство Супермен.
«Железный человек»
Режиссер Джон Фавро, 2008 год
Цель: разработка оружия нового поколения
Спустя полгода после шутки президента США Барака Обамы о том, что американская армия строит Железного человека, стало известно, что военные действительно обратились за помощью к создателям Тони Старка, а именно — к компании Legacy Effects, занимавшейся спецэффектами для всех фильмов трилогии. В рамках проекта TALOS художники и инженеры с помощью 3D-принтера построят пробную модель бронированного костюма, оснащенного встроенным оружием и компьютером, сканирующим местность и жизненные показатели его носителя, а также вместе с военными разработают экзоскелет человека для усиления его физических показателей, чтобы американская армия смогла принять в свои ряды "настоящих Тони Старков". На проект уже потрачено $10 млн, вес костюма пока что составляет около 182 кг. Глава Legacy Effects Линдсей Макгован в интервью The Wall Street Journal заявил, что вся команда "в восторге от возможности сделать супероружие не понарошку".