Дада в Альпах
Анна Толстова о «Kulturprozent» в ГЦСИ
Главное украшение мертвого летнего сезона в Москве — фестиваль коллекций современного искусства, устраиваемый ГЦСИ уже восемь лет подряд. Вообще-то речь идет не только о частных и корпоративных коллекциях, но именно их показ — самое интересное в фестивале, который, таким образом, пропагандирует уважение к ценностям, в 1990-е считавшимся у нас вроде как безусловными, а сейчас опять попадающим под сомнение. А именно — к частной собственности и современному искусству. Хедлайнер нынешнего фестиваля — цюрихский Migros Museum, представляющий в Москве свою коллекцию швейцарского искусства. Еще год назад эта выставка могла бы быть поучительной для местного бизнеса: Migros — крупнейшая сеть супермаркетов в Швейцарии; вынесенный в название выставки "культурный процент", с какого живет и корпоративный музей в Цюрихе, указывает на щедрую (один процент от годового дохода) и разнообразную меценатскую программу компании; такие программы и такие музеи — это проверенный способ, каким крупный капитал демонстрирует социальную озабоченность и ответственность. Но сейчас мигросовский "Kulturprozent" уже не столь актуален: те российские корпорации, что могли бы завести музей такого класса,— они теперь озабочены другими вопросами. Однако импорт культурных продуктов из Европы пока не запрещен — и на том спасибо.
Конечно, Migros Museum, возникший из собрания создателя компании Готлиба Дуттвайлера, но явно переросший рамки корпоративной коллекции, не сосредоточен на одном только швейцарском искусстве — времена галерей национальных художеств давно в прошлом. Между тем кураторы выставки "Kulturprozent" Юдит Вельтер и Ирина Горлова намеренно ограничились только Швейцарией и предлагают толковать название в том смысле, что маленькая Гельвеция вносит довольно большой культурный процент в художественную копилку Европы. Имеется в виду вовсе не арт-рынок Швейцарии с ее акулами галерейного дела и их любимым праздником — ярмаркой Art Basel, хотя все это становится неисчерпаемым источником для сугубо швейцарских шуток швейцарских художников. Как, например, в инсталляции "Moneybox" Джанни Мотти, сделанной для одного французского арт-центра в 2009-м, в самый разгар финансового кризиса: вся сумма, выделенная на производство работы, была обналичена и тысячами однодолларовых купюр пришпилена к потолку выставочного зала. Произведение спектакулярно, но нематериально: по окончании выставки все купюры пускаются в оборот — счастливый коллекционер не может пощупать свое сокровище до следующего инсталлирования. Кураторы имеют в виду то, что, как ни странно говорить об этом в эпоху глобализации, можно назвать швейцарской школой, и, легко обойдясь без таких звезд, как Томас Хиршхорн, Пипилотти Рист или Сильви Флери, пытаются определить, в чем же заключается швейцарскость швейцарского искусства. Ответ прост и остроумен: в том, что Швейцария, точнее Цюрих, точнее "Кабаре Вольтер",— родина дада. Отблеск дада виден в работах Фишли и Вайса, Романа Зигнера, Уго Рондиноне, Валентина Каррона и многих других. Сколь реальный, столь и мнимый, как нарисованная на стене тень от настоящей стремянки в инсталляции Урса Фишера.
"Kulturprozent. Современное швейцарское искусство". ГЦСИ, с 15 августа до 5 октября