"Метрострой" встанет на эскалаторы
Дочерняя структура компании может претендовать на контракты стоимостью сотни миллионов рублей
Как стало известно "Ъ", ЗАО "СМУ-9 "Метрострой"" (входит в структуру ОАО "Метрострой") запускает производство эскалаторов для петербургского метрополитена стоимостью около 200 млн рублей. Компания намерена выпускать продукцию как для новых станций петербургского метрополитена, так и для станций, требующих капитального ремонта. Эксперты полагают, что предприятие может составить конкуренцию существующим игрокам, особенно с учетом постоянных претензий к качеству поставляемой продукции.
Производственная площадка по выпуску эскалаторов находится на территории СМУ-9 на Витебском пр., 109. До сих пор СМУ-9 специализировалось на работе замораживающих установок и монтаже эскалаторного и электротехнического оборудования городского метрополитена. По сути, компания установила все эскалаторы, работающие на сегодняшний день в метрополитене.
Как рассказал "Ъ" генеральный директор СМУ-9 Алексей Уханов, компания рассчитывает поставлять эскалаторы на станции, требующие капитального ремонта и замены эскалаторов, а также на новые станции метрополитена.
"Ширина нашей модели балюстрадных эскалаторов позволяет устанавливать в петербургские наклонные ходы четыре эскалатора вместо трех. Модель имеет боковые проходы для специалистов метрополитена — это существенно упростит их обслуживание", — пояснил господин Уханов.
Объем инвестиций в создание производства господин Уханов назвать отказался, отметив, что оно создано на общие средства "Метростроя" и СМУ-9. По данным "Ъ", эта цифра составляет около 200 млн рублей. Сейчас СМУ-9 готово выпускать три-четыре комплекта по четыре эскалатора ежегодно. Если новые эскалаторы будут востребованы на рынке, то компания планирует строить собственный завод мощностью до 20 комплектов эскалаторов в год.
Эксперты отмечают, что продукция компании может быть весьма востребованной, поскольку Смольный заявляет об открытии к 2020 году тринадцати новых станций Невско-Василеостровской, Правобережной, Фрунзенско-Приморской и Красносельско-Калининской линий.
Долгое время единственным поставщиком эскалаторного оборудования для петербургского метро был завод ЗАО "ЭЛЭС". К нему у Смольного было много претензий из-за срывов сроков поставок. Заказы для Петербурга для компании не являются первоочередными из-за того, что предприятие в основном работает на снабжение московского рынка. В петербургском метро пока только два объекта, где использованы эскалаторы других производителей: пересадочный узел "Садовая" — "Спасская" — "Сенная" производства ЗАО "Универсалмаш" (входит в структуру Кировского завода) и наклонный ход второго выхода станции "Спортивная" производства немецкого завода "ТиссенКрупп Элеватор". С "Универсалмашем" у города также сложились сложные отношения. Контракт на поставку эскалаторов для станции "Нарвская" был расторгнут в 2012 году. Эскалаторы на переходе между "Спасской" и "Садовой" почти сразу после запуска пришлось закрыть на несколько месяцев из-за необходимости отладки рабочих механизмов. Конкуренцию СМУ-9 также может составить компания "Трансмашхолдинг", которая также является крупным игроком на рынке производства эскалаторов, считает директор департамента оценки и консультационных услуг Swiss Appraisal Алексей Сергеев.
Аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко отмечает, что темпы роста рынка эскалаторов в России являются достаточно высокими и за 2013 год составили около 20% по сравнению с 2012 годом, что позволяет оценивать проект по увеличению объемов производства компании как перспективный. "Впрочем, это в том случае, если компания планирует увеличивать производство не только тоннельных эскалаторов (используемых в метро), но и поэтажных (используемых в торговых центрах). Дело в том, что емкость рынка тоннельных эскалаторов ограничена темпами строительства метро в городах и на них приходится всего 25 процентов от общего объема рынка. К тому же дополнительную поддержку проекту окажет то, что правительство ведет политику импортозамещения, что, учитывая высокую долю импортных эскалаторов на нашем рынке, позволяет ожидать постепенного вытеснения зарубежных игроков и стабильный спрос на продукцию данного завода", — прогнозирует эксперт.