Отдых под уголовную ответственность
Правительство готовит новые законы для туриндустрии
Правительство планирует за две недели разработать новое законодательство на туристическом рынке. Чиновники предлагают разрешить Ростуризму проверять туркомпании. Более радикальные предложения выдвинули участники рынка. Они предлагают узаконить для туроператоров уголовную ответственность за нарушения, а также ввести запрет на профессию для бенефициаров обанкротившихся туркомпаний.
Вчера вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание, на котором обсуждался массовый крах туроператоров. По его итогам он поручил в течение двух недель подготовить изменения в действующее законодательство в сфере туризма. В рабочую группу по формированию поправок вошли представители Минкультуры, Ростуризма, Российского союза туриндустрии (РСТ), Ассоциации туроператоров России (АТОР), Центробанка, Минтранса, Минэкономики, Росавиации и Всероссийского союза страховщиков. Минкультуры, в чьем ведении находится туристическая отрасль, уже предложило ужесточить регулирование этого рынка. Глава ведомства Владимир Мединский рассчитывает повысить порог вхождения операторов на рынок за счет увеличения финансовой нагрузки (см. "Ъ" от 6 августа) Но, по мнению участников рынка, мера не будет эффективной. Причины массового банкротства компаний совсем не в этом, сказал "Ъ" вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. Например, "Нева" имела огромную финансовую гарантию, указывает он. РТС категорически против этой меры, добавил господин Барзыкин. "Дополнительная финансовая нагрузка не позволит работать многим честным операторам",— согласна исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Туроператоры должны выдавать клиентам гарантированные составляющие путевки (билеты в обе стороны и подтверждение предоплаты гостиниц), считает РСТ. Союз также выступает за ужесточение ответственности туроператоров за нарушение законодательства вплоть до уголовного преследования. АТОР предлагает запретить бенефициарам обанкротившихся компаний в дальнейшем работать на рынке туризма.
Ассоциация предлагает также внедрить систему финансового аудита, который будут проходить участники рынка. Проверки, по мнению АТОР, могут проводить Международная организация гражданской авиации и российские аудиторы.
И АТОР, и РСТ предлагают поменять систему страхования ответственности операторов. АТОР считает целесообразным приблизить систему к рынку ОСАГО и каско, правда это должны оценить эксперты Центробанка, говорит Майя Ломидзе. Юрий Барзыкин предлагает обязать регуляторов предусмотреть особые меры по созданию системы устойчивости страховых компаний, работающих с туроператорами, а также включить в договоры между туроператорами и клиентами страхование рисков неисполнения соглашения. Не исключено, что на туристическом рынке появится новый регулирующий орган. Его функции Минкультуры предлагает передать Ростуризму; в РСТ и АТОР это поддерживают. По словам представителя Ростуризма Ирины Щегольковой, сейчас у ведомства четыре задачи: вести целевые программы, составлять реестр туроператоров, информировать об угрозах жизни туристов и пропагандировать внутренний туризм. Теперь ведомство рассчитывает получить возможность самостоятельно инициировать проверки туроператоров, хотя сейчас такие полномочия имеют только Роспотребнадзор и следственные органы.
Тем временем банкротства на туристическом рынке продолжаются. Вчера о прекращении деятельности заявила небольшая петербургская компания "Нордик Стар". По словам Ирины Щегольковой, за границей сейчас находятся 25 клиентов оператора, но помощь никому не требуется, все туры были предоплачены. Еще 40-50 человек не смогут воспользоваться ранее купленными путевками. Ответственность компании застрахована на 30 млн руб. в компании "Либерти страхование". Но реальных выплат туристы могут не дождаться: в июне туроператор был исключен из официального реестра за неуплату членских взносов в отраслевой фонд.