Кремль передоверил политические исследования
Подведены итоги конкурсов управделами президента
Международный опыт ограничения избирательных прав, особенности распространения информации в российском сегменте интернета и другие острые политические вопросы в 2014 году для администрации президента (АП) будут изучать лояльные власти организации. Об этом стало известно по итогам конкурса, проведенного по заказу управделами президента (УДП). Итоги тендеров показывают приоритеты Кремля и приближенные к нему структуры, отмечают эксперты.
Победители объявленных на портале zakupki.gov.ru конкурсов были названы 5 августа. Лидером по числу полученных от АП заказов оказался Российский общественный институт избирательного права (см. таблицу). РОИПП возглавляет Игорь Борисов, который в 2007-2011 годах был членом Центризбиркома (отстаивал позицию ЦИКа в конфликте с европейскими наблюдателями на выборах в РФ), а сейчас входит в комиссию по избирательным правам президентского совета по правам человека. Результаты работы, в том числе об исследовании мирового опыта ограничения избирательных прав, РОИПП представит АП к ноябрю. "Формирование запроса" со стороны АП, заявил "Ъ" Игорь Борисов, за рамками его компетенции, но материал по каждой теме "будет справочным и не будет устаревать". Так, по ограничению избирательных прав важно понять "пределы допустимого" с учетом зарубежного опыта, говорит господин Борисов: "Круг исследуемых стран не очерчен, мы не будем замыкаться только на Европе".
Особенности распространения информации в российском сегменте интернета будут изучать под руководством декана факультета политологии СПбГУ, замсекретаря отделения "Единой России" в Ленобласти по агитационно-пропагандистской работе Станислава Еремеева. В СПбГУ проследят, как информация "преобразуется в активные политические и гражданские действия", рассказал "Ъ" специалист по сетевому анализу публичной политики Александр Курочкин. Гипотеза заключается в том, что сетевая активность редко переходит в конкретные действия, хотя молодежь доверяет интернету больше, чем СМИ. Такого количества выигранных лотов у СПбГУ раньше не было, и он даже опередил ВШЭ, говорит господин Курочкин. ВШЭ претендовала на несколько лотов, в том числе на "исследование структуры и размера экономики российского сегмента сети интернет", но конкурс был признан несостоявшимся.
Лоты по повышению эффективности обмена информацией в интернете и разработке модели международного управления интернетом достались Главному научно-исследовательскому вычислительному центру УДП (1,5 млн руб.) и ООО "Гипросвязь" (1,8 млн руб.). Широко известные структуры не монополизировали исследования. Так, ООО "Митос Продакшн" будет изучать отношение к молодежным общественно-политическим организациям за 1,045 млн руб. Комментарий в организации получить не удалось. "Методику развития общероссийской гражданской идентичности" за 1,2 млн руб. разработает ООО "Центр акмеологических исследований". Его представитель Людмила Степнова заявила "Ъ", что в созданном в 2007 году центре работают специалисты с кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС.
Анализ опыта "развитых стран" по "трансформации избирательных систем" за 1,25 млн руб. доверен ФГНБУ "Российский институт стратегических исследований" (РИСИ). Его возглавляет Леонид Решетников. До 2009 года он работал главой информационно-аналитического управления СВР, сейчас входит в коллегию Минрегиона, научные советы Совбеза и МИДа, общественный совет Минобороны. В РИСИ "Ъ" заявили, что у организации "заказов от органов власти много", но подробный комментарий дать не смогли. По словам источника "Ъ", знакомого с работой РИСИ, господин Решетников "близок к главе АП Сергею Иванову", а его институт обычно "не делает публичных докладов, как ИСЭПИ и КГИ, но занимается документами, которые ложатся на стол в АП".
По словам участников торгов, зачастую заказы от АП — это проявление взаимной "лояльности": "Все, что идет официально, стоит небольших денег. Другое дело, что это своеобразная верификация, можно получать другие заказы". Правда, заказы, которые касаются технической части обеспечения АП, проще заказывать именно официально, отмечает один из собеседников "Ъ". Он приводит в пример работу ЗАО "Прогноз", которое в 2014 году займется совершенствованием "комплекса баз данных для анализа социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъектах РФ и муниципальных образованиях".
"Конкурсы — лишь вершина айсберга аналитической работы, которую ведет АП. Но по ним можно понять приближенные структуры и приоритеты",— говорит политолог Григорий Добромелов. Но "полноценного механизма интеграции научных разработок в систему принятия решений нет, поэтому прямой зависимости между темами проводимых исследований и какими-то изменениями в политической жизни не существует", отметил политолог Михаил Виноградов.