Пока смерч не разлучит
Охота за торнадо в фильме "Навстречу шторму"
Премьера кино
Погодный триллер "Навстречу шторму" (Into the Storm) пытается встряхнуть почтенный жанр фильма-катастрофы, взглянув на стихийное бедствие глазами профессиональных телевизионщиков, звезд YouTube и просто школьников с телефонными камерами. У семи нянек буря без глаза, считает ЛИДИЯ МАСЛОВА.
Несмотря на то что с выхода такой классики жанра, как "Смерч" (Twister) Яна де Бонта, прошло почти 20 лет и теперь каждый при достаточном везении и смелости может снять свой фильм-катастрофу, голливудский драматургический подход к этому жестокому развлечению мало изменился. По-прежнему в нагрузку к подавляющим своей грозной красотой компьютерным аттракционам предлагается сначала вникнуть в обыденные жизненные обстоятельства нескольких обитателей вымышленного городка, которым суждено оказаться в эпицентре редкого гигантского торнадо, чью логику поведения не могут предсказать даже дипломированные метеорологи. Одного такого играет Сара Уэйн Кэллис, чей персонаж вынужден сотрудничать с не очень приятным телережиссером, обладателем (Мэтт Уолш) специального бронированного вездехода, сконструированного именно для съемок торнадо: в начале фильма хозяин бронемашины записывает проморолик, обещая показать зрителям то, что видел лишь Господь, то есть посмотреть на торнадо, оказавшись внутри его "глаза". Женщина-метеоролог тем временем сюсюкает по телефону с 5-летней дочкой — что, мол, мама скоро приедет, но пока очень много работы.
Родительские чувства обуревают и замдиректора местной школы, которого играет наиболее известный из всего актерского состава Ричард Армитейдж (король гномов в "Хоббите"). После гибели жены в автокатастрофе он с переменным успехом воспитывает двоих сыновей-тинейджеров (Макс Дикон и Натан Кресс), заядлых любителей видеосъемки, в день катаклизма как раз записывающих так называемую "капсулу времени", то есть послания самим себе 25 лет спустя. В этом фильме участвуют и другие их соученики, включая смазливого баскетболиста, мечтающего к тому времени пробиться в НБА, и девушку, чей жизненный план сводится к тому, чтобы выйти за богатого. На этом несколько скудоумном фоне выигрышно смотрятся местные Бивис и Баттхед (Кайл Дэвис и Джон Рип), завсегдатаи YouTube: до того как отправиться навстречу торнадо, они снимают клип, в котором один из них прыгает на квадроцикле в горящий бассейн.
В общем, казалось бы, в "Навстречу шторму" полно разнообразного "пушечного мяса", которое можно было бы щедро бросать в топку зрительской кровожадности, заставляя снова и снова переживать удовольствие от того, что ты находишься в мягком кресле с попкорном, а не в экранной мясорубке. Однако в картине гибнет на удивление мало персонажей, то и дело оказывающихся в нескольких десятках метров от смерча,— столь низкая смертность особенно озадачивает, учитывая, что режиссеру Стивену Куэйлу принадлежит пятая серия живодерской франшизы "Пункт назначения" (Final Destination). Тем не менее в его новой картине тоже есть на что посмотреть, кроме изуродованных трупов,— стоит взглянуть, например, как смерч всасывает в себя начавшийся внизу пожар и образует огромный огненный жгут, упирающийся в небо, или как торнадо расшвыривает стоявшие на аэродроме самолеты, красиво кувыркающиеся в воздухе. В самые интересные моменты, когда все обладатели съемочной аппаратуры прячутся в подземном люке и снимать вроде уже некому, камера волевым решением переключается с псевдодокументальной стилистики found footage на ту самую точку зрения Господа, обещанную в начале, а режиссер начинает потихоньку подсовывать в кадр гордо полощущийся на фоне свинцовых туч американский флаг. Особенно торжественно это выглядит в эпилоге, где извлекается мораль басни о том, что каждый день надо проживать как последний и в трудную минуту самые обычные люди всегда помогут, главное — держаться всем вместе. Любопытно, что такие же звезды и полосы, как на национальном флаге, украшают шлем одного из ютубовских реднеков, за которыми все-таки остается последнее слово, точнее, ликующий вопль: "Чувак, мы разбогатеем!" — и не факт, что это стоит расценивать как режиссерскую иронию, а не как серьезное руководство к действию.