Хорошо закрытое новое

Азербайджан и Чехия на Биеннале молодого искусства

Выставка современное искусство

На выставке «Астар» в рамках Биеннале молодого искусства лица смелых азербайджанских девушек, снимавшихся «ню», в кадр не попадают

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Московский музей современного искусства участвует в молодежной биеннале пятью стратегическими проектами из пяти стран. Куратор Наиля Аллахвердиева подготовила смотр современных художников Азербайджана под названием "Астар". Ее коллега из Чехии Вацлав Яношчик предлагает использовать "Периферическое зрение". О выставках из относительно спокойных стран — ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

О политически нагруженных выставках параллельной программы Биеннале молодого искусства мы уже писали (см. "Ъ" от 5 августа 2014 года). Настал черед "мирных" стран — Чехии и Азербайджана, хотя ситуацию во втором уже и не назовешь идеальной: в Нагорном Карабахе снова неспокойно. Две выставки противоположны по духу, как лед и пламень. Чехи верят в модернистскую поговорку архитектора Людвига Миса ван дер Роэ "меньше — это больше". Азербайджанцы, наоборот, исходят из эстетики изобилия. В их работах часто встречаются кислотные цвета в диких комбинациях и довольно предсказуемый бунт против строгих моральных и религиозных норм. Эти выставки интересно смотреть вместе, потому что налицо два уровня владения приемами, из которых состоит 90% современного искусства. Азербайджанцы с увлеченностью новичков занимаются коллажем — то есть совмещением несовместимого — и противопоставлением высокой культуры с попсой. Чешские художники явно видят себя пресыщенными интеллектуалами, которым и видеть-то ничего не хочется — разве что боковым зрением, невзначай.

Два года назад куратор "Астара", сотрудник Пермского музея современного искусства Наиля Аллахвердиева сделала, пожалуй, лучшую выставку актуальных художников Казахстана — "Лицо невесты" (см. "Ъ" от 3 августа 2012 года). "Астар", что в переводе значит "подкладка", сделан при поддержке фонда Yarat, занимающего поддержкой азербайджанских художников на международной арене и сотрудничающего с ярмаркой Vienna Fair, европейским форпостом для инициатив, связанных с искусством постсоветского пространства. Первое, на что обращаешь внимание в связи с художниками "Астара",— это любовь к интернету и местной поп-культуре. Работы здесь простые и доступные. Вот, например, актуальная и для Москвы тема — жара. Фархад Фарзалиев делает инсталляцию "Летний хит" (2013), которая действительно стала хитом в соцсетях. Это видеопроекция видов на море, песок и шезлонг, на который пускают зрителей. "Чангли и его армия" (2013) Замира Сулейманова — ровный ряд вентиляторов от упомянутого в названии китайского производителя, пародия на терракотовую армию императора Цинь Шихуанди.

Азербайджанский шансон тоже нашел своих поклонников в художественной среде. Самир Салахов мастеровито совмещает лица современных музыкантов с какой-нибудь едой — пельменями, курицей, гранатами. "Торпанк" уже упоминавшегося Фарзалиева состоит из найденных в интернете иронических коллажей со звездами азербайджанской эстрады. Неподалеку выстроились в ряд наушники, из которых льется зажигательная музыка этих исполнителей. Свадебные ансамбли стали героями инсталляции Альтурана Мамедова "Ассорти-хит" (2013). Кичевые обложки самопальных дисков художник помещает в пейзажи и натюрморты, заботясь о том, чтобы "реабилитировать их в системе современных культурных ценностей", как выражается настенный текст. Для Европы, впрочем, и исходные материалы для коллажа, и принцип их объединения — чистая экзотика, имеющая лишь косвенное отношение к современности. Много актуальнее выглядит прямое столкновение традиционного и постиндустриального. Многостаночник Фарзалиев прикрепляет к старым коврам неоновые надписи — цитаты из бабушкиных наставлений ("Не беги! Вспотеешь!" и прочее в том же духе). А Тахмина Али снимает эротическую серию с местными девушками ("Пустой дом", 2008), где соблюдены все правила и штампы хипстерской эротики — обшарпанные стены, лейблы на белье, естественные позы — но лиц не видно, потому что такая съемка слишком откровенна для Азербайджана.

В "Периферийном зрении", напротив, смотреть почти не на что. Искусство здесь — слоеный пирог из смысла и предыстории, иногда запутанной донельзя. "Аудитория" (2014) Романа Штетины представляет собой копию занавеса, когда-то висевшего в специальной комнате Чехословацкого радио в Пльзене, где тестировалась новая аудитория. Занавес с абстрактным узором скрывал технику, чтобы эксперты не знали, кто производитель, и были абсолютно независимы в оценках. Эта работа включена в долинную цепочку ассоциаций из истории искусства. Абстрактный занавес напоминает о теориях одного из пионеров нефигуративной живописи Василия Кандинского, который искал соотношения цвета, формы и звука. Ширма вместо произведения тоже прием не новый, вспомнить хотя бы Христо, заворачивающего мировые достопримечательности в парусину. Ян Хлуп, Луцие Кордачова и Луцие Котванова соорудили "Разлом" (2014), громадную конструкцию, напоминающую кристалл, на грани которого проецируются фрагменты видео, снятого на обыкновенной кухне. В зависимости от положения зрителя относительно объекта ему показывают разные куски видео. Получается что-то вроде трехмерного кубизма, меняющегося в реальном времени. Ну а верхом зацикленности на приеме и концепции становится "Ч/Б" Яна Лесака. Прямоугольные полоски засвеченной фотобумаги напоминают американский минимализм 1960-х и отсылают к истории фотографии, лишившей искусство мотивации к отображению реальной действительности.

Хоть Чехию и не назовешь художественной метрополией, представленные здесь художники явно несут бремя белого человека. Чем больше картинок, тем меньше доверия к ним как источнику информации и даже больше — истины. Сдержанность "Периферийного зрения" прекрасно уравновешивается выразительностью "Астара", и в общем-то к азербайджанцам проникаешься несколько большей симпатией — в их веселых и подчас наивных играх в искусство чувствуется искренняя симпатия к видимому миру, без тотального недоверия ко всем и всяческим попыткам его изобразить.

Вся лента