"Нужно облагать налогом все продукты с большим содержанием простых сахаров"

Парламентарии вновь задумались о здоровье россиян. Депутаты от партии КПРФ предлагают ввести акцизы на Coca-Cola и другие сладкие безалкогольные напитки. Эксперты поддерживают инициативу, однако предупреждают, что могут пострадать и отечественные производители.

Фото: Василий Дерюгин, Коммерсантъ

Депутаты Госдумы предлагают обложить Coca-Cola налогом. Осенью коммунисты внесут в нижнюю палату проект закона, который введет акциз на сладкие безалкогольные напитки. По мнению авторов инициативы, такая мера позволит оздоровить нацию и пополнить бюджет.

В качестве примера предлагается опыт Дании. Там сумма сбора зависит от концентрации сахара в напитке. Она составляет от 10 до 28 центов за литр. Об этом "Коммерсантъ FM" сообщил депутат от КПРФ Вадим Соловьев.

"Большое количество сахара в крови, как говорит Всемирная организация здравоохранения, приводит к сахарному диабету, ожирению, даже провоцирует рак. Если говорить про фирму Coca-Cola, акцизы могут принести дополнительно нашему бюджету, по нашим прикидкам, около 200 млрд руб. На первом этапе рассматривается возможность введения только для иностранных напитков, а потом, может, затронут и наши компании. Здесь нужно будет быть очень внимательным, чтобы получить плюс, а не минус в виде потери налоговых поступлений", — отметил Соловьев.

Ранее сама компания Coca-Cola отказалась транслировать рекламу своей продукции на четырех российских телеканалах.

Идея ввести налог на сладкую газировку в России выглядит неоднозначно, считает аналитик по потребительскому рынку компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Издержки от акцизов лягут на плечи покупателей, при этом продажи упадут в первую очередь у российских производителей напитков, предупредил эксперт.

"Во многих странах происходит борьба с так называемой junk food. Считается, что такие меры, как повышенная стоимость, более выгодны, чем последующие расходы на лечение. Но необходимо учитывать, что акциз — это в первую очередь косвенный налог на потребителя. Такой налог будет практически полностью смещаться на покупателей. Это не какая-то нагрузка для крупных игроков, но может стать большой проблемой для небольших локальных операторов, которые и так с большим трудом конкурируют с транснациональными компаниями", — уверен Клягин.

В России действительно необходимо бороться с употреблением сладких напитков. При этом помимо акцизов, существуют и другие меры, отметил химик, глава общественной организации "Правда о еде" Сергей Ракша.

"Это очень разумные меры. Действительно, простые сахара в огромных количествах содержатся в газированных напитках. Это вредные компоненты, от них страдают люди. В первую очередь они страдают, потому что они редко задумываются о том, чем вредны эти продукты, или что они вообще вредны. По-хорошему, нужно облагать налогом абсолютно все продукты с большим содержанием простых сахаров. Правильно было бы вводить предупреждающие надписи. Я считаю, что это более действенный способ. Например, ввести на той же газировке маркировку "Простые сахара вредят вашему здоровью", или в советском стиле: "Сахар — белая смерть", — предложил Ракша.

Акцизы на сладкие газированные напитки введены, помимо Дании, и в других западных странах.

В 2011 году налог на сладкие напитки ввела Франция. Там пошлина на Coca-Cola и подобную газировку составляет 10 центов за литр. В бюджет эти сборы ежегодно приносят около €120 млн. Аналогичные акцизы введены в Финляндии, Венгрии и Норвегии. Попытки ввести налог на газировку многократно делались на родине Coca-Cola — в США. Так, в 2012 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг пытался ввести в своем городе 20-процентный сбор за сладкие напитки, а также призвал ограничить их продажу порциями не более полулитра. Однако инициатива провалилась. При этом продажи газированных напитков в США снижаются уже восемь лет подряд, и растет популярность воды, соков и кофе. Сейчас потребление содовой США находится на минимуме за последние 15 лет. В конце 2013 года введение налога производителей сладкой газировки начали обсуждать власти Мексики. По их подсчетам, такая мера могла бы принести бюджету страны чуть более $900 млн в год. В июне 2014 года о проблеме ожирения задумалась Великобритания. При этом власти страны начали обсуждать не только введение налога на сладкие напитки, но запрет на их рекламу. Однако пока инициатива не превратилась в закон.

Российские чиновники не впервые обрушиваются с критикой в адрес индустрии фастфуда и газированных напитков. В 2012 году Геннадий Онищенко, будучи главой Роспотребнадзора, пригрозил санкциями сети McDonalds. Поводом стал случай с клиенткой, которая нашла червя в купленном гамбургере. Тогда Онищенко призвал россиян не есть гамбургеры "с червями или без", так как это "не наша еда".

Лилия Пономарева

Вся лента