«Новые инвестиционные возможности для строительного бизнеса»
В Новосибирской области за шесть месяцев 2014 года сдано в эксплуатацию свыше 810 тыс. кв. м жилых площадей — на 34% больше плана и на 70,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более 585 тыс. кв. м введено в эксплуатацию в областном центре — это на 86% выше прошлогоднего показателя. О планировании в строительной индустрии региона и правилах игры на рынке рассказал врио министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин.
— Недавно первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов сообщил, что региональные власти поставили областному центру задачу ввести в 2014 году 1,2 млн кв. м. Таким образом, рост по сравнению с 2013 годом составит всего 2%. Означает ли это, что второе полугодие окажется провальным для новосибирских строителей?
— Министерством регионального развития Российской Федерации доведены контрольные утвержденные показатели по вводу жилья по субъектам Российской федерации на 2011-2015 годы и индикативные показатели на 2016-2020 годы. Так, Новосибирской области на 2013 год был доведен контрольный показатель ввода жилья в объеме 1417 тыс. кв. м. Задание Новосибирской областью перевыполнено более чем на 310 тыс. кв. метров. До 2015 года по планам Минрегиона РФ у нас должно вводиться 1920 тыс. кв. м жилья, в том числе до 40 % — малоэтажного.
За период 2014-2016 годов планируется обеспечить ввод 5722 тыс. кв. м общей жилой площади, в том числе: в 2014 году — 1629 тыс. кв. м; в 2015 году — 1920 тыс. кв. м; в 2016 году — 2173 тыс. кв. м.
Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме строительства жилья составит 25 — 42 %.
По итогам полугодия 2014 года на территории области сданы в эксплуатацию 11 713 квартир общей площадью 810,248 тыс. кв. м, или 170,7% к аналогичному уровню 2013 года, в том числе малоэтажного 271,284 тыс. кв. м, или 33,48 % от общего объема введенного жилья.
В Новосибирской области реализуются специальные меры поддержки застройщиков, развернута работа по поддержке и развитию индивидуального жилищного строительства в сельской местности, реализуются региональные программы по переселению жителей области из аварийного жилья, решаются вопросы строительства инженерных коммуникаций на площадках жилой застройки.
— Проведено уже немало аукционов на право развития застроенных территорий. Областные власти ожидали большего интереса к ним со стороны застройщиков или считают их результаты вполне удовлетворительными? Предполагается ли корректировка правил подобных аукционов?
— Реализация программ развития застроенных территорий существенно повышает эффективность использования городского пространства, ведет к комплексному решению вопросов оптимального социально-экономического развития, совершенствованию механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земель для жилищного строительства, развитию инфраструктуры.
Кроме того, подобные программы обладают ощутимым экономическим эффектом и могут служить действенной мерой стимулирования строительной отрасли.
Тем не менее в настоящее время потенциальные застройщики проявляют невысокий интерес к участию в программах развития застроенных территорий в силу высокой стоимости вхождения в проект, которая не в последнюю очередь связана с необходимостью переселения людей, живущих на участках, попадающих под вторичную застройку.
Одной из мер снижения финансовой нагрузки на застройщика может быть корректировка законодательства, предусматривающая возможность поэтапного предоставления застройщику земельных участков по мере выполнения обязательств по переселению граждан с застроенной территории. Соответствующие изменения внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ и вступят в силу с 1 марта 2015 г.
Положительным эффектом в части снижения первоначальных затрат может обладать и решение вопроса переселения граждан с использованием помещений, предоставляемых на время реализации проекта РЗТ из жилого фонда коммерческого найма. Кроме экономического эффекта, такое решение снимает ряд социальных вопросов, связанных с нежеланием людей навсегда покидать привычное место проживания. Таким образом, развитие арендного жилого фонда и законодательное закрепление механизма предоставления арендного жилья гражданам, переселяемым с застроенных территорий, позволит повысить привлекательность участия в проектах РЗТ для застройщиков.
— Создание новосибирской агломерации предполагает установление общих правил для бизнеса на всей ее территории, независимо от муниципалитета. Как это может сказаться на планах застройщиков?
— Схема территориального планирования Новосибирской агломерации является градостроительным документом регионального уровня, обеспечивающим устойчивое развитие территорий и выработку основных направлений градостроительной политики на принципах межмуниципального сотрудничества всех муниципальных образований, вошедших в состав Новосибирской агломерации.
Эта схема как инструмент территориального развития предназначена для систематизации комплекса межмуниципальных проектов, затрагивающих интересы нескольких муниципальных районов, городских округов и Новосибирской области в целом, является этапом создания управленческих механизмов межмуниципального сотрудничества по обеспечению реализации инвестиционных проектов регионального уровня.
При сохранении муниципальными образованиями самостоятельности в вопросах территориального планирования схема определит основные принципы осуществления градостроительства на территории агломерации. Вовлекаемые в планы активного освоения территории, окружающие Новосибирск, становятся перспективными площадками для нового жилищного строительства, создания масштабных производственных и складских объектов, развития рекреационных зон вокруг мегаполиса. В экономическом и социальном плане город выходит за пределы муниципальных границ, давая импульс развитию прилегающих сельских территорий и новые инвестиционные возможности для строительного бизнеса.