"Продать малому предпринимателю сельхозпродукцию в Москве очень сложно"
В Москве появятся магазины с исключительно отечественными продуктами. Об этом сообщает газета "Известия" со ссылкой на члена общественно-экспертного совета при департаменте торговли и услуг Москвы Владлена Максимова. Продаваться в новых "патриотических" торговых точках будут российские мясо, рыба, птица, молочная продукция, а также фрукты и овощи. Владлен Максимов ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Анны Казаковой.
Ранее Россия в ответ на санкции США, Евросоюза, Австралии, Японии и Канады запретила импорт из этих стран целого ряда товаров.
— Как вы полагаете, есть необходимость в подобных магазинах?
— Я хочу сразу сказать, что газета "Известия" не вполне точно передала мои слова. У меня такой информации нет и быть не может, потому что ни я, ни даже правительство Москвы не в силах такие магазины открыть, под них нет площадей нужных, и просто по мановению волшебной палочки этого не произойдет. Другой разговор, что я говорил о том, что мы будем обращаться в правительство Москвы с инициативой дать "зеленый свет" всем, кто работает с отечественной продукцией. И это надо сделать обязательно, потому что сегодня в Москве с этим ситуация очень сложная, продать малому предпринимателю и даже зачастую среднему сельхозпродукцию в Москве очень сложно, несмотря на существование ярмарок выходного дня и всех других вещей.
— В принципе, если бы можно было сделать такие магазины, их нужно было бы сделать? Необходимость в этом есть?
— У нас по торговле ситуация очень тяжелая. Об этом просто мало кто задумывается.
— Почему?
— Потому что торговых центров много, все строится, в прошлом году сдано 700 тыс. кв. м площадей торговых, в этом еще больше будет. Но реально это все к торговле продовольствием, а тем более отечественным, отношения не имеет. Мы все в центры ходим торговые, знаем, чем эти центры заполнены — это вертикально интегрированные бутики с импортом, мы знаем, что сети завязаны на импорт, несмотря на то, что они говорят, что у них 25%. Я не злорадствую, боже упаси, еще будут времена, нам придется сети поддерживать, это наша общая проблема сейчас. Любой производитель, будь у тебя четыре коровы или две, должен иметь выход на рынок. Сейчас это вопрос жизни и смерти, если угодно. В частности московское правительство, правительство города, с самым большим населением и самым емким по покупательской способности, должно сделать какие-то выводы из всего, что происходило в последние годы.
— Выход дадут таким продуктам на рынок. А, например, в Москве будут ли они конкурентами тем магазинам, в которых представлена импортная продукция?
— Конечно, будут, почему нет?
— Москва — сытый город, богатый.
— Другой вопрос, что тут отдельная проблема, многие отечественные производители работают на импортном сырье, и это тоже проблема, потому что, если не будет импортного сырья, не очень понятно, кто из них выживет и как. Но вы не обращали внимания, что, например, по колбасной продукции отечественное производство качественно превосходит аналогичное по цене импортное, если не брать каких-то дорогих вещей? Клубнику люди все время спрашивают, я часто бываю на рынке.
— Да, но у клубники есть свой сезон, который проходит. Я обращала внимание, что картошку отечественного производства берут меньше, чем израильского, например, в Москве.
— У нас просто люди немножко дикие. Я вам приведу пример с баклажанами: люди считают, что баклажаны должны быть тугие, голландские такие продаются, тугие, как надутые, а азербайджанских, которые все в морщинах, естественные, как-то боятся. Но это дело времени, все придет. В Европе все наоборот. Это просто еще советская отрыжка, что хороший продукт должен хорошо выглядеть. Курица французская тугая, а выросшая в естественных условиях — синенькая. Многие люди об этом узнали совсем недавно, а многие еще не узнали. Это все дело времени, никаких проблем я не вижу.