"Клиенты у туроператоров будут в любом случае"
Директор по маркетингу и продажам TUI Russia Ивор Вукелик
— На ваш взгляд, какие реальные негативные тенденции существуют на российском туристическом рынке?
— Фундаментальные проблемы существуют уже несколько лет. Компании традиционно выкупали у авиакомпаний больше билетов, чем требовал спрос. Но до сих пор сложностей не было, поток рос каждый год. В этом году спрос сократился. Не думаю, что можно говорить о реальном кризисе. Скорее об эволюции: мелкие несфокусированные игроки уходят, крупные остаются. Серьезное банкротство было одно — "Лабиринт", в остальных случаях уходили маленькие компании.
— Вы изменили стратегию бизнеса?
— В нашем случае гибкость бизнеса позволяет своевременно корректировать программу. В этом сезоне падение спроса на европейские страны составило в среднем 20-25%. Значительней всего неожиданно упала Испания, Греция сократилась на 15%, Хорватия — на 10%. Но одновременно на 20-25% выросли направления, где стоимость пакета номинирована в долларах,— это прежде всего Турция. Рост есть и в Египте, где несколько лет наблюдался спад из-за политических событий. Думаю, в 2015 году это будет второе по популярности направление.
Кроме того, у любой крупной компании должно быть пять-шесть сценариев развития в кризисных ситуациях. Предвидя изменение спроса, мы еще зимой скорректировали летнюю программу. Операторы, имеющие собственные чартеры, могут при необходимости менять полетную программу. У небольших операторов, которые бронируют места на рейсах авиакомпаний, такой возможности нет, это влечет большие штрафы, поэтому они вынуждены продавать авиабилеты ниже себестоимости.
— Почему изменилась структура спроса?
— Отказ от поездок в Европу нельзя привязывать только к санкциям. Люди просто экономят. В Турции почти все отели предлагают пакет all inclusive. В Европе отели предлагают только завтрак и ужин, в результате туристам приходится тратить еще 30-40% от стоимости тура. В этом году евро сильно вырос, соответственно и отдых в Европе подорожал.
— Банкротства связаны с большой долей горячих туров в структуре продаж?
— Если в портфеле оператора 5-8% выкупленных авиабилетов остаются нераспроданными за семь-десять дней до вылета, это нормально, но сейчас у большинства операторов этот показатель составляет 10-15%. В России очень низкая глубина продаж по сравнению с Европой. Там туристы покупают тур за 6-12 месяцев до вылета, у нас в среднем за 28 дней.
— Сколько игроков сможет остаться на рынке?
— На российском рынке есть крупные компании: "Пегас Туристик", Coral Travel, TUI, Tez Tour, "Анекс Тур", "Библио Глобус", "Натали турс". На них приходится до 70% продаж. Небольшие игроки могут сфокусироваться на конкретном направлении. Есть пример Великобритании, где на рынке три крупных игрока и 20-30 небольших специализированных компаний плюс сервисы онлайн-бронирования индивидуальных поездок, которые занимают 50% рынка. Они предлагают только определенные направления или тип отдыха — экскурсионный, горнолыжный и т. п.
— Действительно ли на рынке возник кризис доверия?
— Сейчас я вижу истерику: люди боятся покупать путевки, им кажется, что банкротятся все подряд. Главная проблема — недостаток достоверной информации, туристы не знают, как устроена отрасль. Часто клиент приходит в турагентство и просит найти ему самый дешевый тур, не обращая внимания на гарантии и сервис. Хотя низкая цена не гарантирует абсолютно ничего.
Клиенты у туроператоров будут в любом случае. Да, вы можете самостоятельно поехать в Европу, выкупив билеты и забронировав отель. Но самостоятельно организовать поездку по массовому пляжному направлению — в Анталью, Шарм-эш-Шейх, на Мальорку — очень сложно, 90% продаж по таким направлениям приходятся на пакетные туры.
— Какие изменения нужны в законодательстве?
— Сейчас больше всего говорят о необходимости поменять систему страхования. Но я не думаю, что это самая большая проблема. В России нет нормальной системы лицензирования турбизнеса, которая работает в западных странах. Сравните, например, как сложно в России открыть авиакомпанию и как просто создать туроператора. Любая компания может начать работать, внеся небольшое количество денег в страховой фонд. В результате на рынке существуют 2 тыс. туроператоров — это действительно много.