"Колбаса и сосиски — детский лепет по сравнению с тем, что делают с бизнес-авиацией"

Отечественная бизнес-авиация не переживет период взаимного обмена санкциями между Западом и Россией, опасаются участники рынка. Владельцы собственного авиапарка не могут эксплуатировать свои самолеты. От них отказались иностранные компании, обслуживающие борты. Кроме того, из-за вооруженного конфликта на Украине, практически закрыты маршруты в соседнюю страну — это было одним из опорных направлений бизнес-чартеров. Подробности — у Светланы Беловой.

Фото: Александр Кряжев, Коммерсантъ

Перекраивать расписание полетов операторам бизнес-авиации приходится уже почти полгода. Заказчики стали отменять рейсы с началом так называемой антитеррористической операции на Украине, пояснил управляющий директор клуба "Бизнес Авиация" Андрей Калинин.

"Влияет экономическая и политическая ситуация в стране. У многих из-за всего происходящего сворачивается бизнес. У кого-то был бизнес на Украине, приносил деньги, а сейчас этого нет. У кого-то был какой-то общий бизнес с европейцами. Европейцы стали осторожнее относиться к русским. С марта у нас падение по рынку составило порядка 20%. Если до сентября ситуация будет дальше ухудшатся, наверное, еще на 20% упадет", — отметил Калинин.

В последние рейсы выходят и владельцы собственного авиапарка. Они стали заложниками взаимного обмена санкциями между Европой, США и Россией. Первой и показательной жертвой стал Геннадий Тимченко. Несколько дней назад в интервью ИТАР-ТАСС бизнесмен сообщил, что санкции против России причудливым образом отразились и на нем. Американская авиастроительная компания Gulfstream перестала обслуживать самолет Тимченко. Он владеет ультрасовременным G650 с рекордными для своего модельного ряда показателями дальности полета и скорости. Однако самолет вынужден простаивать на земле. По словам Тимченко, сотрудникам Gulfstream запрещены любые контакты с опальным россиянином, невозможно даже обсудить поставки уже заказанных бортов. Gulfstream не обеспечивает его запасными частями, летчики не вправе пользоваться навигацией, встроенными картами. Так постепенно санкции пригвоздят к земле и все другие бизнес-джеты россиян, прогнозирует генеральный директор компании "Джет Трансфер" Александр Евдокимов.

"Этими санкциями людей завели в безвыходное положение. Самолеты, которые куплены российскими резидентами, сейчас все попадают под схему "А что дальше?". Завтра то же самое скажет Dassault, послезавтра — Cessna и Bell, через два дня — Beechcraft. Люди окажутся в безвыходной ситуации. Вот это санкции. Причем они ударяют именно по тем, кто реально влияет на политику. Колбаса и сосиски — детский лепет по сравнению с тем, что сейчас делают с бизнес-авиацией", — уверен Евдокимов.

По данным портала о бизнес-авиации BizavNews.ru, объем рынка бизнес-джетов в России, который составляет около $900 млн ежегодно, постепенно падает. Если за пять месяцев прошлого года было продано 27 самолетов, то в этом году за то же время только 20.

Вся лента