Ваххабиты вовремя покаялись
Из 16 участников НВФ только двое сели надолго
Вчера Верховный суд Карачаево-Черкесии огласил приговор 16 жителям республики, входившим в бандформирование ликвидированного в декабре 2011 года ваххабитского амира Ислама Узденова. В зависимости от степени участия в преступлениях, совершенных бандой, обвиняемым было назначено наказание от 18 лет колонии строгого режима до восьми месяцев колонии-поселения.
Согласно обвинительному заключению, все 16 подсудимых входили в состав религиозно-экстремистской группы, созданной в апреле 2011 года на территории Малокарачаевского района Исламом Узденовым. Целью участников банды были нападения на сотрудников правоохранительных органов, а также «насильственный захват власти с последующим изменением конституционного строя Российской Федерации на Северном Кавказе и созданием на его территории государства с шариатской формой правления».
В группе, по данным следствия, была строгая иерархия, подчиненность участников НВФ единому руководству; имелись связники; строго распределялись роли и задания по приобретению продуктов питания, специального обмундирования и медикаментов, по закупке и транспортировке оружия и боеприпасов.
На счету банды серия нападений на сотрудников правоохранительных органов Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, в результате которых были убиты трое полицейских. В числе этих преступлений — нападение в сентябре 2011 года на сотрудников ДПС МВД России по Предгорному району Ставропольского края, в ходе которого один из полицейских был убит; нападение на пятерых сотрудников ДПС отдела МВД России по Малокарачаевскому району КЧР в октябре 2011 года, когда несколько сотрудников МВД получили ранения, а один из них скончался.
В декабре 2011 года в ходе спецоперации Ислам Узденов, а также двое активных членов НВФ, Мурат Батчаев и Руслан Каиов, были уничтожены спецназом ФСБ. В июне 2012 года силовики нейтрализовали еще одного члена банды, Умара Байчорова, который возглавил бандгруппу после нейтрализации Узденова.
Еще двое активных участников банды, Денислам Семенов и Осман Байчоров, были объявлены в розыск. Задержали их в феврале 2013 года в Ставрополе также в ходе спецоперации. «Семенов, вооруженный огнестрельным оружием, оказал сопротивление сотрудникам полиции, воспрепятствовав их законной деятельности. В ходе задержания он произвел в старшего оперуполномоченного отдела по особо важным делам СОБР ГУ МВД России по Ставропольскому краю несколько выстрелов, однако в связи с технической неисправностью пистолета ему не удалось довести свой преступный умысел до конца. Никто из сотрудников правоохранительных органов не пострадал»,— отмечалось тогда в сообщении Национального антитеррористического комитета.
По оперативной информации, задержанные ваххабиты готовились совершить на Ставрополье террористические акты. При аресте у них был изъят автомат Калашникова и боевой пистолет, самодельные ручные гранаты-«хаттабки» и десятки патронов, а в ходе обыска на квартире, которую снимали задержанные, оперативники обнаружили взрывное устройство в виде так называемого пояса шахида и литературу радикального толка.
В ходе прений прокурор посчитал доказанным обвинения, предъявленные СКР, и потребовал для подсудимых в зависимости от степени участия в банде от двадцати до полутора лет лишения свободы.
Денислам Семенов в последнем слове заявил, что свержение государственного строя в республике никогда не было его целью. В то же время он признал себя виновным в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, участии в НВФ, незаконном обороте оружия, а также краже, совершенной организованной группой, и попросил суд о снисхождении. Остальные участники процесса, которым вменялось пособничество в участии в НВФ, признали свою вину и попросили суд назначить им наказание, не связанное с реальным лишением свободы.
Не признал вины только Осман Байчоров. Он заявил, что все признания, на основании которых его обвинили в участии в НВФ, бандитизме, покушении на насильственный захват власти, незаконном обороте оружия и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, он давал под пытками. Отметим, что проверка, проведенная прокуратурой, не обнаружила незаконных методов следствия в этом деле.
Суд признал Османа Байчорова виновным, назначив ему наказание в виде 17 лет колонии строгого режима. Денислам Семенов по решению суда проведет в колонии 18 лет. Азрет Байчоров, Руслан Кущетеров, Умар и Арсен Байчоровы по решению суда проведут в колонии-поселении по два года. Остальным подсудимым назначены сроки в колонии-поселении от восьми месяцев до одного года трех месяцев. Учитывая время, проведенное под стражей в процессе следствия, большинство из них вскоре выйдет на свободу.