37 часов до Крыма
На Керченской переправе образовалась очередь из более 3 тысяч машин
Из-за выхода из строя двух паромов на Керченской переправе в четверг и пятницу образовалось огромное скопление автомобилей. Водители вынуждены под палящим солнцем ждать возможности переправиться на полуостров по 35–40 часов. Впрочем, ожидающие стараются не унывать: одни купаются, другие жарят шашлык, третьи играют в карты. В «Единой транспортной дирекции» туристам, направляющимся на отдых в Крым, настоятельно рекомендуют пользоваться общественным транспортом.
В четверг из шести основных паромов на Керченской переправе два — «Николай Аксененко» и «Олимпиада» — вышли из строя. Вчера они были в срочном порядке отремонтированы и возобновили свою работу. Тем не менее на переправе образовалась очередь из более 3 тыс. машин, водители вынуждены ждать возможности попасть на паром по 35–40 часов. И это под палящим солнцем.
Некоторые не выдерживают и начинают наслаждаться курортной атмосферой прямо здесь, не отходя от кассы на паром. Расстояние в пробке прекращают измерять в километрах уже после первых часов ожидания. Его можно отсчитывать в сутках, литрах потраченного бензина или выпитой воды, а можно в количестве купаний или партий в преферанс.
Идеальное утро отдыхающего: тающая на глазах рассветная дымка, первые лучи южного солнца, теплое море. Но достаточно обернуться, и открывается совсем другая картина: бесконечная вереница машин, которая растянулась от порта «Кавказ» до поселка с забавным названием Батарейки. Не у всех есть месяц отпуска, а тратить половину из двух недель гарантированного законом отдыха на дорогу, очереди и бесконечное ожидание терпения хватает не у всех.
Мимо проходит группа в купальниках, жарко споря, где можно увидеть дельфинов. Другая группа играет в пляжный волейбол. Ничего, что под ногами асфальт, а не песок, гораздо важнее для семьи из Сургута, что с двух сторон вытянутой косы море. Кто-то жарит шашлыки, дразня запахом голодных соседей. В очередь они встали еще прошлым вечером, позавтракать не успели, а чтобы получить тарелку горячей еды, им предстоит отстоять еще часа три. Отстойник номер один, где машины обмеряют, выстраивают для предварительной сортировки и оформляют проездные документы, радует посетителя наличием кафе, медпунктом МЧС, бесплатной стоянкой, платным туалетом и горячим кипятком по 30 руб. из настоящей полевой кухни. Надпись гласит: «Самим не наливать. Штраф 100 руб. Обращаться к поварам на кухню». Но чтобы добраться до этого места, надо отстоять часов 12.
После многих часов ожидания вместе с кипятком начинают закипать страсти. Кто-то со стороны нагло пытается втиснуться в очередь. Нарушителей порядочные водители вразумляют словом, а если не действует, зовут на помощь сотрудников полиции, которые явно устали и от тех и от других. Им тоже хочется в отпуск.
Неизвестность лишь повышает градус. Единственный постоянный источник информации — «сарафанное радио» или 15-й канал гражданского диапазона радиосвязи. Водители называют его «каналом дальнобойщиков», но здесь на нем работают курортники. По радио ищут пропавших жен и детей, стреляют сигареты или даже знакомятся. Порой это напоминает социальные сети: обсуждают марки автомобилей, преимущества дизеля или бензина и, конечно, политику. Ругают чиновников, власти, паромщиков и даже президента. За сутки ожидания, впрочем, никто не высказал ни слова сожаления о том, что Крым стал российским. В полшестого утра по рации раздается чей-то радостный возглас: «Ребята, я прорвался. 37 часов от Батареек, и я в Крыму! Удачи вам и терпения».
«Единая транспортная дирекция» настоятельно просит туристов использовать для поездок в Крым общественный транспорт — пассажиры поездов и автобусов переправляются на полуостров в приоритетном порядке.