"Пресс-секретарь химического завода заявил, что эта катастрофа может стать реальностью"
Обстрел химического завода "Стирол" в Горловке может обернуться экологической катастрофой. Об этом в экстренном видеосообщении заявил пресс-секретарь концерна Павел Брыков. По его словам, утечка ядовитых веществ станет угрозой не только для Украины, но также для России и Белоруссии. Радиус минимального поражения — не менее 300 км, предупредил Брыков. Российский журналист Андрей Краснощеков рассказал подробности ведущей "Коммерсантъ FM" Наталье Ждановой.
— Скажите, где вы находитесь, и какова ситуация сейчас на юго-востоке?
— Я в центре Донецка. Всю ночь, я думаю, с паузами, может быть, в полчаса-час, во всяком случае, я несколько раз просыпался от отдаленного артиллерийского грохота, который явно доносился с окраины и прилегающих к центру районов. То есть в самом центре было спокойно, ничего не обстреливалось, но на периферии что-то происходило, пока не удалось еще выяснить, какие там разрушения, и есть ли жертвы.
— Какая у вас информация, ведутся ли в районе Горловки боевые действия, есть ли действительно такая серьезная опасность, связанная с распространением ядовитых веществ с завода "Стирол"?
— Я знаю, что Горловка, скажем так, окружена еще в более плотное, непроницаемое кольцо, чем Донецк. Знаю, что там автономная и очень сильная группировка ополчения со своим полевым командиром, и они укрепились там давно. Там очень много местных мужчин вошло в ополчение, и знаю, что вот этот большой химический завод "Стирол" там находится, который известен на Украине. И еще, по-моему, около недели назад командующий ДНР Стрелков заявил, что есть угроза его разрушения и последующей экологической катастрофы. Буквально вчера вышло обращение пресс-секретаря этого предприятия, который обратился прямо с территории завода, показал уже существующие там осколки от снарядов и заявил, что эта угроза все более претворяется в жизнь, что эта катастрофа может стать реальностью. Я думаю, что еще не все местные жители успели увидеть обращение этого официального лица, но когда они это увидят, я думаю, что тревога по этой теме значительно возрастет.
— А этот завод располагается прямо в центре Горловки, получается, прямо в районе боевых действий?
— Честно говоря, не знаю, в центре или не в центре, но очевидно, что да, в зоне боевых действий и в зоне, подконтрольной ополчению. Соответственно, именно поэтому и атакуемой со стороны вооруженных сил Украины.
— Аваков еще сообщил на своей страничке в Facebook, что с этого дня украинская армия начинает использовать беспилотники. По этому поводу можете что-то сказать? В каких целях они будут использоваться, и насколько массово?
— Беспилотники используются украинской армией очень давно, я наблюдал сам их в Славянске. Насколько я знаю, он заявил, что будет какое-то специальное подразделение беспилотников создано, и что есть какие-то украинские производители, которые наладили чуть ли не какое-то частное их производство, и что все больше этих устройств, этих летательных аппаратов будет использоваться. Но используются они еще с середины весны, то есть когда вот возникли эти первые боевые столкновения в Славянске в начале мая, уже тогда местным развлечением мирных жителей было искать в небе беспилотники, показывать их, а ополченцы нередко их сбивали.
— Как будет организована гуманитарная миссия, о которой говорит Порошенко? По этому поводу какая-то информация в последнее время появлялась? Через Красный Крест, он говорил, это будет все организовано.
— Не знаю, как будет организовано могу только сказать, что уже больше двух недель в Донецке я не наблюдал признаки гуманитарных миссий. Видел одну машину Красного Креста, которая входила в миссию ОБСЕ. Но чтобы они предпринимали действия какие-то касательно гуманитарной помощи, я этого не видел.
— Но как раз пока на эту тему переговоры ведутся. Андрей, а скажете, вообще в целом в Донецке действительно гуманитарная катастрофа, там нет воды, электричества? Что по этому поводу можете сказать, что с магазинами, есть ли продовольствие?
— Донецк — это очень крупный город, он весь разный: есть окраины, есть центр. В центре есть все — есть вода и электричество, в некоторых районах на окраинах нарушено либо одно, либо другое, и в некоторых местах нет, например, света более недели. Но что касается продовольствия: работает около трети, около половины продуктовых магазинов, и там, по моим ощущениям, еще довольно полный ассортимент, может быть, за исключением каких-то там пунктов на тему молока, хлеба: где-то одного не хватает, где-то другого.
Еще заметно, что маленькие киоски, продуктовые магазины почти опустевшие, видимо у частных предпринимателей нет возможности покупать, нет поставок. То есть держатся пока только крупные магазины, супермаркеты. А насчет обстановки в целом, любопытно: вчера вечером я оказался в зоне отдыха в центре Донецка, это такой пляж, можно сказать, где увидел большую массу мирных жителей, даже на закате люди играют в настольный теннис, футбол, множество детей в песочницах. В этот момент стало очевидно, что мирных очень много, и очень много мирных жителей, которые пытаются не замечать войну, и надеются, что она как бы пройдет мимо, и остаются в Донецке.