"Выставка посвящена теме 90-х, которая для нас наиболее актуальна"

Столичные музеи начали открывать новый сезон. Выставка The New International, посвященная 90-м годам прошлого века, открылась в "Гараже". Посетителям представят проекты группы IRWIN и Александра Бренера, рассказывает обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Буткевич.

Фото: GARAGE CENTER FOR CONTEMPORARY CULTURE

В Музее современного искусства "Гараж" (так он теперь называется) открылась первая, наверное, выставка нового сезона с названием The New International. Куратором выступила сама главный куратор "Гаража" Кейт Фаул. Это продолжение серии проектов "Гаража" по исследованию эпохи 1990-х как важной поворотной точки в истории мирового современного искусства.

Ранее "Гараж" принимал участие в двухчастевом мощном проекте Культурного фонда "Екатерина" "Реконструкция". Теперь — "Новое международное". Буквально несколько слов об экспонентах сказал мне директор МСИ "Гараж" Антон Белов:

"Выставка New International посвящена теме 90-х, которая для нас наиболее актуальна, поскольку здесь представлено международное искусство: группа IRWIN — проект NSK, который был сделан, "Представительство" и наш знаменитый соотечественник Александр Бренер, который совершил подвиг или преступление в музее Stedelijk в Амстердаме", — рассказал Белов.

Группу IRWIN я помню по началу 90-х, когда словенское искусство вдруг сделалось безумно популярно в Москве. Словенцы даже открыли при участии Владимира Овчаренко из только что родившейся галереи "Риджина" и Иосифа Бакштейна, который тогда еще не был куратором всего и вся, некое "Посольство Нового словенского искусства в Москве" ("Посольство NSK"). Кстати, в рамках "гаражной" выставки проект "Посольство NSK" будет временно возобновлен.

Ну, а Бренер…Что ж, когда-то в 90-е мы вторгались в европейское арт-пространство с такими проектами. Был Олег Кулик, который в виде человека-собаки бросался на людей и кусал их в добропорядочной Швейцарии. Был Александр Бренер, когда-то гадивший в залах Пушкинского музея в рамках протестного арт-проекта, а в 1996-м нарисовавший из баллончика зеленый знак доллара на картине Казимира Малевича "Супрематизм" в амстердамском музее Stedelijk. Бренера, кстати, приговорили к пяти месяцам тюрьмы и еще пяти отложенным на два года, к штрафу в 15 тыс. голландских гульденов (что-то вроде нынешних €7 тыс.). В приговоре специально оговаривалось, что он нанес ущерб картине, "не принадлежавшей подозреваемому".

Вся лента