Маршруты московские
До конца 2017 года в Москве появится около 70 км новых трамвайных путей, которые соединят столицу с ближайшими подмосковными городами, свяжут между собой отдаленные районы города. По мнению чиновников, расширение и усовершенствование системы наземного транспорта разгрузит метрополитен. А эксперты считают, что своевременное развитие трамвайной сети могло бы предотвратить сегодняшние проблемы на московских дорогах.
"Последняя трамвайная линия в Москве длиной 2 км была проложена еще в прошлом веке — в 1982 году — по улице Таллиннская (район Строгино). С тех пор трамвайная сеть в Москве не развивалась. Строили московские власти преимущественно транспортные кольца и развязки в ущерб общественному транспорту, в итоге Москва стала мировым лидером по заторам на дорогах",— говорит сопредседатель межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов.
По мнению господина Морозова, трамвай является наиболее эффективным видом транспорта в крупных городах. При объемных пассажиропотоках трамвай энергоэкономичнее автобуса на 15-20%, а строительство трамвайных линий обходится почти в десять раз дешевле строительства линий метро. "Эффективность трамвая подтверждена международным опытом: за последние 30 лет трамвай открыли в 130 городах мира, в том числе в Париже, Лондоне, Лос-Анджелесе и Вашингтоне, Стамбуле и Ницце. Ряд городов Германии, Швейцарии, США отказался от строительства линий метро в пользу развития трамвая",— говорит господин Морозов.
Модернизация столичной трамвайной сети предусмотрена программой "Развитие транспортной системы города Москвы до 2017 года", реализуемой столичным департаментом транспорта. Согласно этому документу, к 2017 году в Москве появится 48 км новых трамвайных линий и вновь заработает около 20 км путей, ранее выведенных из эксплуатации. Предполагается, что по новым трамвайным веткам будут ходить вагоны, оборудованные кондиционерами, оснащенные системами видеоконтроля, бортовым компьютером, системой автономного хода (благодаря которой трамвай сможет ехать достаточно долгое время даже при отсутствии напряжения в сети). Турникетов проект нового вагона не предусматривает, зато предусматривает пандусы для инвалидов. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в этом году в столичные трамвайные депо поступит 70 новых трамваев, в следующем — еще 50. Московские власти уверены, что пассажиры оценят новые трамваи российско-польского производства PESA, ведь они лучше прежних: у них низкий пол, и они не грохочут в пути.
Новые трамвайные линии в ближайшие годы соединят район Северный с платформой Лианозово, метро "Алтуфьево" и метро "Медведково". На трамвае можно будет добраться от Чертановской улицы до метро "Пражская", из района Бирюлево Западное — в Бирюлево Восточное и 6-й микрорайон Загорья. Новые вагоны будут курсировать между улицей Академика Королева и метро "Дмитровская", соединят Курский вокзал, шоссе Энтузиастов и район Ивановское. Как рассказали BG в департаменте транспорта города Москвы, к 2017 году скоростной трамвай начнет курсировать от подмосковных Химок до станции метро "Планерная". Протяженность трамвайных линий составит около 7 км, а на маршруте Химки--"Планерная" будет всего пять остановок. "Ежегодный пассажиропоток здесь составит около 16 млн человек, а время в пути — 15 мин. (сейчас добраться на маршрутном такси от Химок до "Планерной" можно за 35-40 мин. с учетом пробок). Трамвайная линия соединит с Москвой и Мытищи. Как сообщили BG в пресс-службе департамента транспорта Москвы, еще одна трамвайная ветка протянется от метро "ВДНХ" вдоль проспекта Мира и Ярославского шоссе и далее до Мытищ. Это еще не все ожидаемые нововведения. На трамвае можно будет доехать от станции "Ботанический сад" через проезд Серебрякова и Ярославское шоссе до МКАД.
Кроме строительства новых маршрутов в Москве восстанавливают и ранее закрытые трамвайные пути. Трамваи вновь курсируют по закрытому три года назад участку от станции метро "Сокол" до улицы Панфилова по Волоколамскому шоссе. Вновь введен в эксплуатацию маршрут N9 по Лесной улице, в будущем году восстановят трамвайное движение по маршруту улица Гиляровского--Трифоновская улица и от Бауманской улицы до Госпитальной площади. Расширение трамвайной сети будет сопровождаться совершенствованием технологий управления ею. Например, управлять движением трамваев будут специалисты единого диспетчерского центра посредством системы спутниковой навигации (аналогичная система управляет трамвайным движением в швейцарском Берне).
Новые трамвайные пути строят чуть выше уровня проезжей части. Раньше трамвайные рельсы на большинстве маршрутов были на одном уровне с асфальтовым покрытием и автомобили беспрепятственно ездили по ним, что приводило к возникновению заторов прямо на трамвайных путях. Сегодня, по данным департамента транспорта города Москвы, от проезжей части в городе отделено почти 250 км трамвайных путей (их общая протяженность равна 420 км). В частности, пути приподняли над проезжей частью от Комсомольской площади до Халтуринской улицы, а также на Русаковской, Преображенской и Стромынке. "В будущем пассажирам трамвая гарантировано движение без заторов: автомобилисты-нарушители физически не смогут выехать на путь с открытыми шпалами, и трамваи будут ездить в часы пик на скорости 15-23 км/ч. Для сравнения: скорость автобусов на выделенных полосах снижается до 7-10 км/ч",— говорит сопредседатель межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Александр Морозов.