Как вырастут цены до конца года?
Если предложение товара падает, а спрос — нет, его цена растет. Государственное регулирование цен ведет к тому, что товары исчезают из продажи. Чтобы понять эти простые истины, не надо даже читать "Основы микроэкономики". Тем не менее, вводя запрет на импорт продовольствия из Америки, Европы и Австралии, российские власти уверяли, что контрсанкции не нанесут удара по кошелькам потребителей. Последние уже начинают бить тревогу: в ряде регионов отмечены скачки цен на отдельные категории продуктов. А аналитики поднимают прогноз инфляции на 2014 год с текущего уровня 7,5% до 8-9,5%.
Владимир Попов, президент компании Favorit Motors:
— Все зависит от развития ситуации. Если правительство планирует рассмотреть вопрос эмбарго на автомобили стоимостью свыше 800 тыс. рублей (странная цифра, так как это автомобиль суперсреднего класса) и если оно и дальше пойдет по этому пути, то цены вряд ли вырастут, но настроение потребителей может существенно измениться. Думаю, сейчас главной проблемой для населения станет не отсутствие товара, а отсутствие доступного кредита. Цены будут расти именно здесь, то есть будут повышаться процентные ставки. Поэтому программа госфинансирования крайне нужна. Ее надо немедленно вводить, чтобы простимулировать хоть какой-то экономический рост. Без этого получим цепную реакцию, ведь автомобильный рынок — это индикатор экономики, так как гигантское количество отраслей прямо или косвенно связано с нами. Условно говоря, если хочешь хоть как-то воздействовать на экономику, надо воздействовать на ее конечную цель — потребление, а лучше — на потребителя.
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group:
— Дальний Восток уже показал цифры повышения цен. У нас есть позиции, по которым цены выросли на 70%. Думаю, в среднем рост составит от 15% до 20%. К сожалению, политика властей — как в анекдоте, когда все сидят в чане с дерьмом, но при этом говорят: "Не гони волну". Сейчас власти просто зажимают ситуацию. Наверное, считают, что так будет меньше паники. Это влияет на поведение производителей и дистрибуторов, которые думают, что пришло время задирать цены на ровном месте. Доказать обратное невозможно. Так что ценник будет везде расти по-разному.
Юрий Ковалев, гендиректор Национального союза свиноводов России:
— Чудес не бывает, цена зависит от спроса и предложения. Если в один день предложение сократилось, оптовые цены растут. Вопрос в том, сможет ли и как быстро это предложение восстановиться. По свинине эмбарго нас затронуло не сильно. Запрет на ввоз из ЕС из-за распространения там АЧС был с 30 января. А это 65% импорта свинины. Но нам еще до эмбарго удалось компенсировать это ростом своего производства и импорта из Бразилии и Канады. Это привело к росту цен на 20% в оптовом звене и до 10% в рознице. И теперь, после эмбарго, мы лишились только канадской свинины, что составляет 2-2,5% от потребления. Думаю, закрыть эту брешь мы сумеем за два-три месяца. Так что цены на свинину к концу года существенно не вырастут. Примерно такая же ситуация по птице. В других сегментах ситуация сложнее.
Игорь Бухаров, ресторатор, президент Федерации рестораторов и отельеров России:
— В ресторанах цены точно не вырастут, потому что им уже некуда расти. Рестораны начнут менять меню, сокращать издержки и предложение, но цены не поднимутся. Но и снижения ценника в первое время тоже не будет: наши поставщики искусственно будут подгонять цены на российские продукты под цены на импортные. И рестораны будут вынуждены согласиться на такие условия. Ну а потом будет видно, что придет из Южной Америки, Южной Африки, что предложат наши производители. Да, французских устриц не будет, но будут устрицы из Марокко, Чили, Аргентины. Да и чем лучше норвежский лосось чилийской северной рыбы, выведенной в одинаковых климатических условиях? Ничем, разница только в том, что везти дольше.
Дмитрий Востриков, директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продтоваров "Руспродсоюз":
— Объективно цены будут расти. Раньше мы могли машинами возить товары из Европы, а теперь придется везти товары издалека. А в некоторых товарах, например в бананах, логистика составляет до 70% стоимости. И тут нельзя просто сдерживать цены. Сейчас поставщикам не дают поднимать цены даже обоснованно. А цена товара на полке если и повышается, то за счет торговой наценки: магазины хеджируют свои риски. Если цены продолжат замораживать, мы можем лишиться многих поставщиков. Но контроль за изменением цен необходим. Чтобы избежать быстрого роста цен, нужны госмеры.