Процент торможения

Когда снизятся ставки по автокредитам

Чтобы помочь российскому авторынку, власти готовы не только вернуть программу утилизации подержанных автомобилей, но и ввести санкции для машин из США и ЕС. Правда, эксперты считают, что для спасения ситуации этого недостаточно — нужны еще госсубсидии на автокредиты и дотации от автопроизводителей.

Стимулировать падающий спрос на автомобили только с помощью кредитов вряд ли удастся

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

ЕКАТЕРИНА АЛИКИНА

На прошлой неделе активно обсуждалась возможность включения Россией в санкционные списки автомобилей, произведенных в ЕС и США. Проблем от этого шага было бы, по общему мнению, немного как для российских потребителей, так и для западных производителей. Большинство популярных у нас марок автомобилей здесь же, у нас, и собирается, а у остальных, как правило, есть производственные мощности в странах, под санкции не подпадающих.

Если для кого новые санкции и могли бы стать проблемой, так это только любители "Мерседесов". Но тут первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев внес поправку, которая и эту категорию автомобилистов утешила. По его словам, правительство, возможно, введет ограничения на иномарки дешевле 800 тыс. руб. "Мерседес" дешевле миллиона удалось обнаружить с большим трудом: В180 за 986 тыс. руб. — и то по акции. Следовательно, от санкций в таком виде эффект будет минимальным. В том числе и тот, на который рассчитывал господин Гутенев, когда говорил, что это будет способствовать стимулированию отечественного автопрома.

А стимулировать его действительно необходимо. Ведь, если верить Росстату, за период с января по июль промышленное производство в России выросло на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство легковых автомобилей в стране снизилось на 0,7%.

В начале августа Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала свежие данные о продажах автомобилей. По ее подсчетам, реализация новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились за июль на 22,9% по сравнению с июлем 2013 года. А за первые семь месяцев текущего года продажи на российском автомобильном рынке снизились на 9,9%. Как отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, "в целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время". "По итогам года мы ожидаем, что продажи авто упадут на 12-14%,— прогнозирует директор дилерского центра "Mazda Рольф Химки" Юлия Дытченкова.— В следующем году, если государство его не поддержит, рынок продолжит падать".

При этом цены на автомобили сегодня растут. По словам Юлии Дытченковой, в апреле значительная часть производителей подняла цены на 1-2%, но фактический их рост для потребителя оказался выше, потому что в первом квартале 2014 года действовали скидки и спецпредложения. В итоге по сравнению с первым кварталом автомобили подорожали на 3-5%. Как рассказал "Деньгам" руководитель направления розничных продаж автомобилей ГК "Автомир" Михаил Маракушев, по реализуемым ими маркам подорожание было примерно аналогичное — в среднем на 4-5%. По его мнению, рост цен, скорее всего, сохранится, но с некоторым замедлением к концу года, когда производителям необходимо будет достичь годовых целей по продажам.

У Минпромторга свой проверенный рецепт решения проблемы. На днях стало известно, что министерство планирует возобновить программу утилизации старых автомобилей. Аналогичная программа действовала в России с марта 2010-го по декабрь 2011 года. На ее реализацию из федерального бюджета тогда было выделено свыше 16 млрд руб. Сдав в утиль машину старше 10 лет, гражданин мог получить у автодилера скидку в 50 тыс. руб. на выпущенный в России новый автомобиль российской или зарубежной марки. Программа оказалась очень популярной. Только за первый месяц благодаря ей было выдано почти 55 тыс. сертификатов и продано 15,7 тыс. автомобилей. Всего же было утилизировано по программе около 600 тыс. старых автомобилей.

В ходе программы в 2010 году уровень производства легковых автомобилей вырос в два раза (+101,4% к 2009 году). В 2011-м рост продолжился: автозаводы, расположенные на территории РФ, выпустили почти на 45% больше легковых автомобилей, чем годом ранее. "Предыдущая программа утилизации хорошо повлияла на рынок,— говорит исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.— С ее началом он сменил направление — со снижения на рост. Плюсы программы состояли в том, что правительство давало некую часть на приобретение нового автомобиля. Это стимулировало спрос, и значительную часть вкладывал сам покупатель. Вторая положительная сторона программы — обновление парка. Для рынка будет замечательно, если подобная программа будет введена, однако надо смотреть на размер бонуса за старый автомобиль — с тех пор цены выросли".

Правда, в этот раз средства федерального бюджета задействованы не будут — планируется привлечь дополнительные источники финансирования. А под действие программы могут попасть не только частные автовладельцы, но и юридические лица, имеющие устаревший транспорт.

Дорожающий автокредит

Некоторые эксперты полагают, что такого же эффекта, как в 2010-2011-м, программа утилизации не принесет. Люди, на которых она была рассчитана, ею уже воспользовались. И представители дилерских компаний не считают программу утилизации панацеей. "Еще рано прогнозировать ее влияние на рынок, поскольку параметры этой программы пока неизвестны,— говорит Юлия Дытченкова.— Думаю, гораздо сильнее покупательский спрос поддержат кредиты с государственным субсидированием. Сейчас потенциальных покупателей отпугивают нестабильная экономическая ситуация и растущие кредитные ставки. Если правительство согласится с предложением автодилеров запустить эту программу и поднять потолок субсидирования с 750 тыс. до 1 млн руб., то под льготное кредитование попадет около 90% продаваемых ежемесячно автомобилей, что серьезно подстегнет спрос и создаст дополнительный приток денег в бюджет". По данным автодилеров, сейчас доля авто, проданных в кредит, находится на уровне 40%.

Тем временем банкиры констатируют сжатие рынка автокредитования. "Мы наблюдаем снижение спроса на автокредиты среди клиентов уже больше года,— говорит руководитель проекта разработки банковских продуктов Росевробанка Илья Антонов.— Они снижаются пропорционально общему падению спроса. В этом году к тому же выросла стоимость денег. За последние шесть месяцев многие банки подняли ставки (в среднем на 1%), что тоже повлияло на поведение заемщиков". С ним согласен и замначальника управления централизованных розничных продаж и работы с партнерами Нордеа-банка Андрей Белковский: "Большинство игроков уже подтянули ставки. Основная причина повышения ставок сегодня - рост цены фондирования для кредитных организаций. Средняя ставка по автокредитам составляет сейчас 15-16% годовых. До конца года она, скорее всего, будет оставаться на этом уровне. Далее есть два пути развития: либо ставки повысятся еще на 1-2%, либо проценты останутся на том же уровне, но банки ужесточат систему андеррайтинга. Во втором случае обычные среднестатистические клиенты уже не будут подходить под эти условия и брать кредиты будут только высокостабильные люди". В середине июля Нордеа-банк поднял ставки с 13-15% до 14,5-16% годовых. А, например, Юникредит-банк дважды за лето поднимал ставки по автокредитам. На прошлой неделе они выросли с 14,25-17,75% до 14,5-18% годовых

Андрей Белковский также отмечает, что сегодня банки активно ищут новые возможности в нише автокредитования. И если раньше развивалось кредитование именно новых автомобилей, то сегодня в условиях сужения авторынка, повышения страховых тарифов, снижения покупательской способности и высокой кредитной нагрузке у населения, растет число продаваемых в кредит подержанных машин. Таким образом, ценовая категория и общая сумма кредита начинают снижаться. На эту же тенденцию обращает внимание и замдиректора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская: "Медленно, но верно растет доля кредитов, использующихся для покупки поддержанных авто. Если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, то в 2014-м прогнозируется увеличение доли до 18%". «Дилеры, понимая, что спрос на подержанный транспорт растет, стали развивать свои trade in точки, - говорит Андрей Белковский. – Банки, в свою очередь, стараются проверять не только покупателя, но и продавца». Кредит на подержанное авто для банка более рисковый, поэтому средняя ставка по нему выше.

С приближением осенне-зимнего периода, когда дилеры и производители стараются максимально заинтересовать клиентов, эксперты ожидают традиционного всплеска спроса на автомобили. "Возможно, скидки на некоторые модели начнутся раньше, чем обычно",— прогнозирует Сергей Удалов. "В этот период банки будут активизироваться, постараются подстроиться под клиентов и предложить максимально интересные условия,— соглашается Андрей Белковский.— Плюс к этому на общую тенденцию снижения повлияет вмешательство государства или же более лояльная политика производителей. Думаю, что такого рода взаимопомощь сможет рынок немного выровнять".

Вся лента