"Исключительные безжалостность и бесчеловечность"
Вынесен приговор по делу об убийстве семьи сотрудника Госнаркоконтроля
Вчера Ленинградский окружной военный суд (ЛОВС) приговорил к пожизненному лишению свободы курсанта IV курса Военного института внутренних войск МВД РФ Илью Комарова, которого коллегия присяжных признала виновным в убийстве семьи сотрудника регионального управления Госнаркоконтроля и разбое. Как отметил в приговоре председательствовавший в процессе судья ЛОВС Юрий Козлов, курсант проявил "исключительные безжалостность и бесчеловечность". Однако адвокат Сергей Лукьянов, защищавший Комарова, уже заявил о намерении обжаловать приговор, усмотрев ряд нарушений.
Главная интрига вчерашнего заседания заключалась в том, какой размер наказания запросят гособвинитель Вадим Солодков и Надежда Фазылова для Ильи Комарова. В вердикте, который присяжные заседатели вынесли на прошлой неделе, курсант был признан девятью голосами против трех виновным в убийстве Ольги Зеленской и 12-летнего Леонида Зеленского. Вечером 12 мая 2013 года курсант поднялся этажом выше, в квартиру семьи Зеленских, глава которой находился на службе. Ольга Зеленская, впустив соседа, который якобы собирался осмотреть сантехнику на предмет протечки, ушла заниматься с сыном музыкой. В этот момент Комаров, как следует из материалов дела, прошел в комнату и взял шкатулку с драгоценностями хозяйки. Пойманный Зеленской курсант ударил ее несколько раз ножом, принесенным с собой. На защиту матери бросился 12-летний Леонид Зеленский, вооруженный кухонным ножом. Однако студент военного вуза, имеющий разряд кандидата в мастера спорта по самбо, справился с обеими жертвами: на женщине эксперты насчитали свыше 40 ранений, на мальчике — 34. Такое большое число ударов объясняется тем, что из-за малой длины клинка каждого ножа преступник не смог убить женщину и ребенка с первого раза и добивал их, нанося удары поочередно.
В своем вердикте присяжные большинством голосов сочли Илью Комарова недостойным снисхождения, что, собственно, позволяло прокуратуре запросить максимально возможное наказание, а суду — приговорить к нему курсанта.
Однако сначала был оглашен ряд документов, характеризующих подсудимого. Так, из характеристик вуза следовало, что Комаров склонен к обману, хитер, в сложных ситуациях принимает не всегда верные решения, требует постоянного контроля со стороны командира, имеет взыскания, а поощрения — за хозработы.
В прениях прокуратура отметила жестокость и циничность преступления, высокую социальную опасность Ильи Комарова, у которого отсутствуют, по оценке надзорного ведомства, высокие морально-нравственные и этические критерии. Его действия гособвинитель Вадим Солодков просил квалифицировать по ст. 105 УК (убийство) и ст. 162 (разбойное нападение) и приговорить к пожизненному лишению свободы. В свою очередь, адвокат Сергей Лукьянов просил переквалифицировать обвинение со ст. 162 УК на ст. 158 УК (кража), поскольку не увидел в обвинении признаков преступления, предусмотренных ст. 162 УК. Кроме этого, адвокат попросил суд не назначать его клиенту пожизненного лишения свободы.
После этого Илье Комарову было представлено последнее слово. В нем курсант заявил, что его напрасно обвиняют в цинизме, который, по его мнению, происходит от слова "цена", упрекнул прокуратуру в передергивании фактов и выразил-таки соболезнование Алексею Зеленскому, потерявшему супругу и сына.
Судья Юрий Козлов, признав курсанта виновным в полном объеме, отметил исключительные безжалостность и бесчеловечность, проявленные Комаровым, и исключительную опасность Комарова для общества. В итоге подсудимый был приговорен к пожизненному лишению свободы.
После процесса Сергей Лукьянов заявил "Ъ", что приговор будет обжалован. По его словам, поскольку суд отклонял ходатайства защиты о представлении доказательств, присяжные не увидели картину произошедшего во всей полноте. В частности, Комаров настаивал, что убийство было совершено неким уроженцем Кавказа. По оценке защиты, первоначальные признательные показания Комарова, которые были проверены на месте преступления, якобы получены под пытками. Защита также обращает внимание на ряд фактов, которые, по ее оценке, свидетельствуют о невиновности курсанта: на обоих ножах, которыми Комаров убил Зеленскую и ее сына, нет крови самой Зеленской, эксперты не исключили причинения ранений жертвам третьим ножом, нет доказательств корыстного мотива преступления.