Звуки МСУ
«Группа товарищей» занялась местным самоуправлением
Оппозиционная парламентская «Группа товарищей» подключилась к процессу реформирования местного самоуправления в Прикамье. Сразу два депутата этого неформального объединения вносят на обсуждение заксобрания свои проекты реформы МСУ, принципиальными моментами которых являются прямые выборы главы Перми и отсутствие сити-менеджера. По данным „Ъ“, администрация губернатора Виктора Басаргина внесет в парламент проект, который сохраняет нынешний статус-кво: выборы мэров из числа депутатов и систему сити-менеджеров.
Депутат заксобрания края Илья Шулькин предложил сохранить прямые выборы глав муниципалитетов в Пермском крае. Соответствующий законопроект «О порядке формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края» (имеется в распоряжении „Ъ“) был направлен им в заксобрание края вчера. При этом избранные главы будут, по задумке Ильи Шулькина, являться полноценными руководителями своей территории — возглавят исполнительную власть. Исключение им сделано только для поселений, главы которых одновременно могут «исполнять полномочия председателя представительного органа». Земские собрания районов, как считает депутат, должны формироваться из числа народных избранников и глав поселенческого уровня. Впрочем, по его словам, это предложение не касается городских округов, то есть в том числе и Перми. Илья Шулькин предложил сохранить в этих муниципалитетах одноуровневое управление. По его словам, такой вариант законопроекта поддержан и его единомышленниками из депутатского корпуса.
Господин Шулькин входит в неформальное депутатское объединение «Группа товарищей», лидером которого является критик губернатора Дмитрий Скриванов. Еще один критик губернатора — депутат Алексей Луканин также намерен внести еще один законопроект на эту тему в парламент. По его мнению, депутаты и главы округов и районов должны избираться на прямых выборах. При этом избранный руководитель будет возглавлять исполнительную власть. Таким образом, еще один депутат предложил ликвидировать институт сити-менеджера, существующий в Перми с 2006 года.
Напомним, в мае 2014 года вступили в силу изменения ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые ввели еще одну модель управления в муниципалитетах с населением более 500 тыс. человек. Она предполагает введение двухуровневого управления: внутригородские районы со своими депутатами и избираемым из их числа главой, а также общегородские органы управления, формируемые в том числе из нижестоящих управленцев. Главы администраций при этом избираются на конкурсной основе. В Перми опробованы все действующие до реформы МСУ модели управления: с избираемым мэром во главе исполнительной власти, с сити-менеджером, градоначальником из числа депутатов. За последние два года все политические силы региона, в том числе губернатор Виктор Басаргин высказались за возвращение выборов главы города, который бы вновь возглавил администрацию. Первым подобный законопроект «Об общем порядке избрания представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований в Пермском крае» внес депутат Алексей Бурнашов. Он также предложил установить единый способ избрания депутатов и глав муниципалитетов всех уровней на основе всеобщего равного и прямого голосования.
Впрочем, Виктор Басаргин на состоявшемся в июле совете глав заявил о том, что реформа МСУ в крае должна начаться с перераспределения полномочий между уровнями власти. «Все пытаются перевернуть вопрос, начать с политики. Но важно понимать, какие полномочия сохранятся за поселениями, а какие будут отданы районам. Если у глав не останется полномочий, кто будет рваться к власти? Кому это надо? Это главный вопрос. Здесь мы будем смотреть, насколько это возможно», — отметил он. Пока краевая администрация проводит консультации по реформе местного самоуправления с экспертами, депутатами. По словам источника „Ъ“ в заксобрании, в июне губернатор встречался с замглавы администрации президента РФ Вячеславом Володиным, который якобы предложил ввести в краевой столице новый вариант с двухуровневым управлением. Впрочем, по словам источников, знакомых с ситуацией, краевые власти вряд ли прибегут к этой модели. «Вероятнее всего, будет сохранена действующая схема — глава города выбирается из депутатов, они вместе выбирают сити-менеджера», — отметил собеседник. Источник в администрации губернатора сообщил „Ъ“, что решение, какой вариант законопроекта будет внесен в краевой парламент, будет принято «сегодня-завтра».
Активность «Группы товарищей» на этом фронте связана с фиксированием рисков оппозиции, что в парламенте будет обсуждаться лишь один — губернаторский проект. Источник в заксобрании сообщил „Ъ“, что было принято решение внести несколько законопроектов на тот случай, если Алексей Бурнашов отзовет свой вариант. Якобы такие договоренности у него есть с краевой администрацией. В этом случае депутаты обсуждали бы лишь губернаторский проект: «Для „Группы товарищей“ эта ситуация неприемлема, должна быть альтернативная точка зрения».
Алексей Бурнашов категорически опроверг возможность отзыва своего законопроекта. При этом он отметил, что принципиальным для него является гарантированное возвращение прямых выборов, а по остальным спорным вопросам сторонам можно найти компромисс между чтениями. С учетом появившихся законопроектов к обсуждению реформы МСУ в крае парламентарии приступят только в сентябре.
«В принципе, все к этому и шло, — говорит руководитель агентства «Агитпроп» Александр Пахолков, — теперь можно сказать, что оппозиция сформулировала свой подход к этому вопросу, что не может не столкнуть их с краевыми властями, которые занимают иную позицию. В ближайшее время эта тема станет основной в политической повестке дня, стороны будут пытаться договориться, переговоры будут не менее жесткими, чем по ситуации с газовой льготой „Газпрому“ или приватизацией аэропорта». Эксперт отмечает, что эта тема затрагивает как интересы властей, так и глав районов и избирателей. «Например, 14 сентября будет референдум в Чайковском по преобразованию района в городской округ, — размышляет господин Пахолков, — если будет одна стандартная схема для всех, то какой смысл в этом референдуме? Впрочем, действующее законодательство позволяет как максимально либерализировать все эти вещи, так и максимально забюрократизировать».