Ценное наблюдение
Пермские производители будут повышать цены, а власти — мониторить
Краевые власти намерены контролировать рост цен на продукты питания. Вчера губернатор Виктор Басаргин распорядился организовать мониторинг цен на продукты в Пермском крае, чтобы «разбираться с каждым случаем, который будет выбиваться из традиционной динамики». Впрочем, поставщики уже предупредили ритейлеров о том, что к сентябрю цены на их продукцию увеличатся на 8–10%.
Вчера в своем блоге губернатор Виктор Басаргин обозначил основные направления, в рамках которых власти намерены действовать, чтобы решить вопросы продовольственной безопасности в Пермском крае. Среди них — меры по поддержке местных производителей и по повышению доступности пермской продукции в торговые сети, проведение ярмарок и т.д. «По отдельным позициям, где наших объемов производства пока недостаточно, привлечем продукцию из других российских регионов (свинину — из Чувашии и Мордовии, говядину — из Оренбурга, мясо птицы — из Татарстана)», — распорядился губернатор. Кроме того, чиновники займутся мониторингом цен на продукты питания. «Будем разбираться с каждым случаем, который будет выбиваться из традиционной динамики», — пообещал Виктор Басаргин.
В то же время основные местные производители продукции из списка запрещенного импорта (главным образом мяса и молока) уже уведомили сети о повышении цен на свою продукцию — кто-то уже в августе, кто-то с сентября — на 8–10%, рассказал „Ъ“ владелец сети «Норман-Виват» Вадим Юсупов. Гендиректор ОАО «Пермский мясокомбинат» Анатолий Маньковский подтвердил „Ъ“, что ряд сетей уведомлены о грядущем повышении, а в каких-то продукция мясокомбината уже продается по новым ценам.
«Активно ведем переговоры с партнерами из других регионов. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что у них большие предложения от столичных регионов, где был более высокий процент импорта, чем в Пермском крае, и, чтобы получать продукцию, придется побороться. Даже те предприятия, которые стабильно направляли в нашу сеть торговые потоки, предупреждают, что спрос высок», — говорит владелец сети «Норман-Виват» Вадим Юсупов. «Вместо того чтобы увеличивать объемы производства, они всегда сначала повышают цены. Парадоксальная ситуация. Когда в январе-феврале мы наблюдали рост курса доллара и евро относительно рубля, российские производители подняли цены даже выше. Потом рубль усилился, импорт стал дешевле, а российские производители цены не снизили. Импортные сыры, к примеру, в последние полгода стоили дешевле, чем сыры российского производства», — добавляет он.
Бывший губернатор Пермского края, собственник торговой сети «Семья» Олег Чиркунов считает, что в условиях ограничения импорта продовольствия из стран ЕЭС рост цен в российских магазинах неизбежен. «Ситуация вполне из учебника экономики. Если снять со сбалансированного рынка часть продукции, иными словами, ограничить предложение товара на рынке, то при прежнем спросе это повлечет повышение цен. Если ограничить цены, то будет дефицит. Весь вопрос в замещении. В возможности такого замещения. Почему товар, которым будут замещать предложение, ранее не был на сбалансированном рынке? Вероятно, он был либо хуже, либо дороже. Это, по сути, тоже вариант повышения цены», — написал на своей страничке в facebook господин Чиркунов. Комментируя ситуацию в сети «Семья», Олег Чиркунов сообщил, что пока повышения цен не произошло, но в будущем это случится обязательно.
Председатель пермского отделения «Опоры» Дмитрий Сазонов полагает, что для решения вопроса обеспечения жителей края продуктами питания власти должны включиться в диалог с другими регионами. «Возможно, даже подписывать соглашения — например, по поводу рыбы — с дальневосточными регионами», — полагает он. А для того, чтобы облегчить доступ малому бизнесу в торговые сети, выстраивать взаимодействие с ними. «У нас же был очень полезный проект „Покупай пермское“. С производителями, отобранными по определенным критериям, правительство заключало договоры, обозначало объем и категории продуктов. Такая же практика, кстати, применялась и в Татарстане. Власти должны организовывать взаимодействие, это нужно и сетям и покупателям», — полагает господин Сазонов.