Почтальон и Пазолини едут за Львами
Андрей Плахов о главных фильмах Венецианского фестиваля
Открывающийся на этой неделе кинофестиваль в Венеции — первый из фестивалей мира, чей порядковый номер перевалил за 70. Даже несмотря на то, что были кризисные периоды, когда он вообще не проводился, в этом году Мостра (так называют свой фестиваль итальянцы) пройдет в 71-й раз. Из его обширной и весьма обещающей программы Андрей Плахов выбрал десять фильмов, которые нельзя пропустить
«Бердмен»
режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту фильм открытия
Прославившийся фильмами "Сука-любовь" и "Вавилон" с их новаторскими мультисюжетными конструкциями, Иньярриту в последнее время впал в кризис и уже чуть было не выпал из обоймы фестивальных хедлайнеров. И вот он, похоже, возвращается в нее черной комедией с Майклом Китоном в роли актера, когда-то прославившегося ролью супергероя Бердмана, а теперь мечтающего вернуть былую славу в бродвейской постановке. Таким образом, перед нами тройной comeback — вымышленного персонажа фильма, режиссера Иньярриту и самого Китона, который тоже когда-то прославился ролью супергероя, только звали его Бэтменом.
«Пазолини»
режиссер Абель Феррараконкурс
Судьба знаменитого итальянского режиссера и литератора, марксиста и гомосексуалиста, философа и культуролога, убитого при темных обстоятельствах, почти сорок лет занимает умы биографов. В роли очередного из них неожиданно выступил Абель Феррара, снявший свой новый фильм в рекордные сроки, сразу после другой кинобиографии ("Добро пожаловать в Нью-Йорк" — про Доминика Стросс-Кана). Если скандального финансового магната играл Жерар Депардье, то роль Пазолини досталась другому священному чудовищу актерского цеха — Уиллему Дэфо. Мы снова видим образовавшийся в этом проекте триумвират — на сей раз проклятых поэтов, к числу которых, несомненно, относятся Пазолини, Феррара, да, кажется, и Дэфо тоже.
«Манглхорн»
режиссер Дэвид Гордон Грин конкурс
Главный герой фильма Эй Джей Манглхорн проживает тихую старость в маленьком городке: возится со своим котом, каждую пятницу ходит в банк, изо дня в день обедает в одном и том же месте. Но у невзрачного пенсионера богатое прошлое: в молодости он был преступником и к тому же пережил большую любовь. Модный режиссер американского независимого кино Дэвид Гордон Грин в последнее время стал специализироваться на звездных стариках. В прошлом году он показывал в Венеции "Джо" с Николасом Кейджем, теперь настала очередь Аль Пачино. Прием тот же: взять голливудского монстра, срезать шлейф его прежних ролей (не будем говорить о штампах) и добиться свежести исполнения, которую демонстрируют лишь дебютанты и непрофессионалы.
«Три сердца»
режиссер Бенуа Жако конкурс
Однажды ночью в провинциальном городе, опоздав на обратный поезд в Париж, Марк (Бенуа Пульворд) встречает молодую женщину. Они бродят по улицам до утра, потом Марк садится на первый поезд и договаривается с новой знакомой о встрече в Париже через несколько дней. Однако встреча срывается, а история, перенесясь в большой город, запутывается. Бенуа Жако, любящий снимать галантные французские истории со статусными актрисами, и на этот раз собрал трех звезд — Катрин Денев, ее дочь Кьяру Мастроянни и Шарлотту Гензбур. Не хватает только матери Шарлотты — Джейн Биркин, но в хорошем фильме должно быть нечетное число сердец.
«Беллусконе. Сицилийская история»
режиссер Франко Мареско секция «Горизонты»
Понятно, что речь идет о Берлускони и что это политический памфлет. Франко Мареско прославился совместными работами с Даниэле Чипри, особенно фильмом "Тото, который жил дважды". Там объект сатиры был покруче — не какой-то там премьер-министр, а сам Иисус Христос, состарившийся, не способный больше на чудеса, устало ковылявший по Сицилии, чешась и матерясь, под градом насмешек апостолов, а его двойником был мафиозо, растворяющий своих недругов в кислоте. "Тото" — очередной (после "Сало" Пазолини), хоть и редкий случай, когда картину на некоторое время запретили в Италии за богохульство. Но это не сломало карьеру Мареско, чьи культурные корни, как и у Пазолини, лежат в фольклоре субпролетариата Палермо.
«Сидящий на ветке голубь размышляет о бытии»
режиссер Рой Андерссон конкурс
Название фильма много говорит если не о его содержании, то о стиле и жанре уж точно. Новая работа шведа Роя Андерссона, автора "Песен со второго этажа" и фильма "Ты, живущий", появилась, как всегда, после длительного перерыва. О ней немного известно, но можно не сомневаться, что никуда не денется присущий этому режиссеру сюрреалистический юмор, смешанный с фирменным скандинавским предчувствием смерти. И если второе объяснимо культурным кодом, первое является сугубо личным свойством Андерссона, который занимает отдельное место не только в шведском, но и во всем европейском авторском кино.
«Президент»
режиссер Мохсен Махмальбаф секция «Горизонты»
Мохсен Махмальбаф первым из иранцев начал работать за рубежом, сначала спасая от цензуры свое кино, а позднее вынужденный бежать из страны. В Турции, а затем в Таджикистане, ему удавалось нарушить фундаменталистские каноны — например, показывать на экране, женщин с обнаженными руками. Этот путь закономерно привел режиссера, некогда активиста иранской революции, в пятую колонну по отношению к правящему режиму (одну из своих картин он даже ухитрился снять во вражеском Израиле); на него и членов его семьи исламисты не раз совершали покушения. Новый фильм Махмальбафа произведен на нейтральной почве, но имеет актуальный для многих стран политический месседж. Снятый совместно с грузинскими кинематографистами, "Президент" повествует о падении диктатуры в вымышленной кавказской стране.
«Шум и ярость»
режиссер Джеймс Франко вне конкурса
Джеймса Франко уже ждет в Венеции награда: по словам директора фестиваля Альберто Барберы, он удостоится специального приза не просто за "мультиталант" (а это именно то, что многие ставят Франко в вину) — но за талант "творческий, наглый, смелый и самоуверенный". Культовый актер, снимавшийся у многих достойных режиссеров, решил, что он сам не хуже их, и перешел по другую сторону камеры. В двух последних своих фильмах Франко работает с большой американской литературой: в фильме "Когда я умирала" Франко впервые взялся за прозу Уильяма Фолкнера; "Дитя Божье" — экранизация другого важного американца, Кормака Маккарти, показавшая, что амбиции Франко растут от проекта к проекту. Правда, результаты не стопроцентно отвечают амбициям, но...смелость города берет. Очередной такой город — снова Фолкнер и его колоссальный роман "Шум и ярость". Ну-ну, увидим.
«Нимфоманка, часть 2»
режиссер Ларс фон Триер вне конкурса
После того как обе части нимфоманской дилогии Триера прошли по всему миру, включая даже пуританскую Россию, трудно поддерживать интерес к этому проекту. Но трудно — не значит невозможно. Ларс фон Триер, будучи не только великим режиссером, но также выдающимся продюсером и промоутером, раскрутил эту историю по полной. В результате картина вот уже год то здесь, то там предстает в качестве очередной премьерной сенсации. На сей раз в Венеции — международная премьера полной версии второй части. Как известно, первую часть в полном виде представили в Берлине. Это, помимо прочего, выяснение отношений с Каннским фестивалем, пытавшимся ввести санкции против Триера. Теперь Канн подвергнут ответным санкциям — по известной россиянам схеме.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
режиссер Андрей Кончаловский конкурс
Фильм по внешним признакам напоминает "Историю Аси Клячиной" молодого Кончаловского: тоже снят в российской глубинке с непрофессиональными исполнителями, за некоторыми исключениями (в свое время это была Ия Саввина, теперь — екатеринбургская театральная актриса Ирина Ермолова). Можно подумать, будто после серьезного опыта работы в Голливуде и в жанровом кино режиссер возвращается к истокам. Это так и не так, все сложнее, как говорит в таких случаях брат Кончаловского Никита Михалков. Важнее всего то, что Кончаловский взял на главную роль реального почтальона, что снял кино "на коленке" с минимальным бюджетом и что вместе с оператором Александром Симоновым (работавшим у Балабанова) сумел передать ни много ни мало мистику северной природы и бездонность человеческой души.