Срок льготности истек

Заксобрание вновь рассмотрит целесообразность налоговой льготы

В условиях предельно дефицитного бюджета в заксобрание края вчера поступил очередной законопроект, отменяющий льготы по налогу на прибыль, которая действует в регионе с 2006 года. С такой инициативой выступил депутат Алексей Бурнашов. Он предложил предоставлять льготы только тем налогоплательщикам, которые осуществляют «капитальные вложения на территории Пермского края в развитие собственной производственной и непроизводственной базы». Высокопоставленные чиновники его не поддерживают, полагая, что данная инициатива ухудшит инвестиционный климат в Прикамье.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Краевые законодатели предпринимают новую попытку отмены сниженной ставки по налогу на прибыль. С такой инициативой выступил депутат Алексей Бурнашов. Вчера он внес в заксобрание края свои поправки в закон «О налогообложении в Пермском крае» (имеется в распоряжении „Ъ“). Согласно пояснительной записке к законопроекту, общую региональную ставку по налогу на прибыль предложено увеличить до максимального уровня — 18%. Впрочем, депутат предложил делать исключения для «налогоплательщиков, осуществляющих капитальные вложения на территории Пермского края в развитие собственной производственной и непроизводственной базы». Для них ставка составит 13,5%. Это, как считает автор законопроекта, создаст дополнительный стимул для организаций, которые реализуют свои инвестпроекты на территории Прикамья. Отмечается, что воспользоваться льготой сможет не только крупный и средний бизнес, но и малые предприятия. «Мы долго шли к этому законопроекту. Через переговоры с правительством, через попытку разработать методику анализа эффективности налоговых льгот, через запросы в КСП. К сожалению, каких-то кардинальных изменений не произошло, в то время как бюджетный кризис все ближе. Пока не готов сказать, как он будет принят коллегами-депутатами и правительством края», — заявил Алексей Бурнашов.

Налог на прибыль предприятий, напомним, поэтапно снижается в Прикамье с 2006 года. С этой инициативой вышли еще предыдущие краевые власти во главе с губернатором Олегом Чиркуновым. Тогда ставка была снижена с 24 до 20% (поэтому проект получил название «24–20»). В конце 2008 года на 4% была снижена и федеральная часть налога на прибыль, которая, таким образом, составила 2%. Еще 0,5% налога было передано из федеральной части в региональную. Однако региональные власти решили и на эти 0,5% автоматически увеличить льготу. Таким образом, ставка по налогу на прибыль для пермских предприятий была снижена на 4,5% и составляет 15,5% (13,5% — региональная часть и 2% — федеральная). Краевые власти надеялись, что с помощью этой преференции компании переведут центры прибыли в Пермский край. В заксобрании края за восемь лет действия проекта предпринималось несколько попыток отмены налоговой льготы, но ни одна не оказалась успешной. В последний раз с такой инициативой вышла фракция «Справедливой России», которая предлагала предоставлять льготу при соблюдении определенных условий. Одним из аргументов против отмены льготы стало то, что проверка данных, представляемых компаниями для получения льготы по налогу на прибыль, трудно администрируема.

По обращению депутатского корпуса в июне этого года аудиторы контрольно-счетной палаты края (КСП) подсчитали, что за период с 2006 по 2013 год выпадающие доходы краевого бюджета по налогу на прибыль с учетом инфляции составили 69,1 млрд руб. По мнению специалистов, ввиду действия льготы край теряет 14–16% от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Это в 1,3 раза больше, чем в пяти регионах России вместе взятых (Башкирия, Татарстан, Самарская, Нижегородская и Свердловская области). После этого о необходимости пересмотра безусловной налоговой льготы заговорили и в краевом правительстве. Так, премьер Геннадий Тушнолобов заявил „Ъ“, что согласен с выводами аудиторов КСП. «Льготы должны быть эффективными и давать результат. Наше предложение в том, чтобы льгота не просто существовала, но была нацелена на результат, на конкретные целевые показатели», — отмечал он.

Решиться на отмену налоговой льготы краевые власти могут и в связи с бюджетной ситуацией — практически предельным уровнем дефицита. Так, доходы краевого бюджета составляют 98,315 млрд руб., а расходы — 111,143 млрд руб. Расчетный дефицит краевого бюджета, таким образом, на 2014 год составил 12,827 млрд руб. или 14,8% к объему дохода. В этом году краевые власти уже провели конкурсные процедуры по заимствованию у банков 9 млрд руб.

Депутат законодательного собрания от фракции КПРФ Геннадий Кузьмицкий считает, что предложение господина Бурнашова содержит «правильный посыл». «Но это предложение не должно быть разовое, а в пакете с другими законодательными проектами, — считает он, — например, правительство РФ внесло в Госдуму проект закона „О промышленной политике“, то же самое должно появиться и на региональном уровне. Налоговые льготы должны рассматриваться вкупе с инвестициями, инновационной политикой. И изменение налога на прибыль не должно преследовать цель наполнить бюджет, оно должно стимулировать предприятия вкладываться в производство и благодаря этому получать льготу».

Впрочем, вице-премьер, глава минпромторга края Алексей Чибисов считает, что законопроект приведет к ухудшению инвестиционного климата в регионе. По его мнению, эта инициатива автоматически приведет к отмене льгот для вновь реализованных инвестпроектов: «Пока промышленник вкладывает средства — льгота есть, но как предприятие начинает работать — ее нет». Кроме того, законом могут воспользоваться недобросовестные инвесторы, предупреждает чиновник. Например, бизнесмен построил бизнес, получил льготу и продал его, покупатель уже не сможет ей воспользоваться. Или же под видом капвложений предприятия могут проводить инвестиции в собственные офисы или покупку дорогих автомобилей. «Много таких вещей. Ударит по честным, но свои лазейки найдут недобросовестные деятели», — полагает вице-премьер.

Вячеслав Суханов, Максим Стругов

Вся лента