Сами автошколы оставляют без прав
Из-за новых требований ГИБДД обучение водителей в Москве может приостановиться
Стартовавшая реформа образования водителей может парализовать работу большинства автошкол в Москве. ГИБДД требует теперь обучать вождению на площадках минимальным размером 0,24 га, которых у большинства автошкол просто нет. Набор новых групп курсантов накануне уже был приостановлен: школы не имеют права учить, если их площадки не приняты ГИБДД по новым нормативам. Решения проблемы на вчерашнем совещании ГИБДД, Минобрнауки и автоучителей найдено не было.
Проблемы автошкол вчера обсуждались на совместном совещании ГИБДД, Минобрнауки и образовательных учреждений. 12 августа в силу вступил приказ Минобрнауки о новых требованиях к процессу обучения, в частности обязавший автошколы (их в Москве более 350) согласовывать свою материально-учебную базу с ГИБДД. Ведомство, руководствуясь новыми требованиями, требует от школ использовать площадку для учебной езды размером не менее 0,24 га.
Правила застали автошколы врасплох. С 12 августа ГИБДД уже прекратила регистрацию новых групп курсантов: формально автошколы не имеют права преподавать без заключения Госавтоинспекции о соответствии новым требованиям (в противном случае налагается штраф 300 тыс. руб.). Об этом вчера заявил представитель УГИБДД Москвы Илья Молодцов. Доучивать ранее набранных учеников пока разрешено. "Мы теперь все останемся без работы!" — кричали из зала участники совещания, перебивая друг друга. "Найти участок в Москве 24 сотки нереально. 80% автошкол будут закрыты и разорены,— говорил соучредитель автошколы АМК Константин Лейбовский.— Мы стоим на пороге катастрофы".
На совещании говорилось и о том, что большая часть автошкол Москвы не имеет своих площадок, а берет их в пользование у управ или в аренду у автокомбинатов, автобусных парков и других структур. Однако полноценных договоров аренды у большинства автошкол нет, а полулегальные разрешения на использование площадок, в свою очередь, не принимает ГИБДД. Отметим, что по новым правилам площадка должна быть у школы в собственности либо на "иных законных основаниях". Господин Лейбовский в этой связи предложил обращаться в ФАС, так как "доминирующее положение на рынке получат государственные школы, у которых есть земля".
Новые требования к автошколам являются частью большой реформы образования водителей, запущенной еще в 2011 году. Водители теперь могут получать права 16 различных категорий и подкатегорий (например М — мопеды и А1 — легкие мотоциклы), а также сдавать экзамены на машинах с "автоматом".
Разрабатывавшие реформу чиновники вчера, по сути, расписались в бессилии. "К нам не может быть никаких претензий,— говорила представитель Минобрнауки Лариса Шмелькова.— Министерство разрабатывало программы с другими органами власти. Решение по размеру площадок было принято на уровне вице-премьера (Игоря Шувалова.— "Ъ"), у нас есть соответствующий протокол". "Есть федеральные требования, которые должны выполняться во всей РФ. Москва не может на них влиять. Никаких переходных требований не будет,— заявил, в свою очередь, Илья Молодцов из ГИБДД.— Проект согласовывался год. Не понимаю, почему все тянули до последнего момента".
Автошколы вчера пытались выяснить, откуда вообще появилось требование к площадкам: госпожа Шмелькова заметила, что в первой версии приказа его не было. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева сказала, что это инициатива Минюста: "Мы сопротивлялись этому, сколько было мочи". В Минюсте "Ъ" вчера заявили, что требование к площадкам "формулировалось Минобрнауки на основе проведенного МВД анализа". Примечательно, что с проблемой нехватки территорий столкнулась пока только Москва. "В Питере вопрос решен на 70%,— рассказал "Ъ" глава Северо-западной ассоциации автошкол Владимир Якименко.— У нас вопросы земли решаются менее болезненно, да и тема эта обсуждается уже несколько лет, все подготовились заранее".
По итогам совещания стало ясно, что оперативно решить проблему невозможно. Лариса Шмелькова заявила, что есть поручение правительства РФ "проработать вопрос" о так называемых центрах коллективного пользования — по сути, площадках, где будут работать несколько автошкол. По данным "Ъ", Минобрнауки готовит письмо в правительство Москвы с просьбой выделить земли под такие центры. "Необходима в перспективе программа господдержки автошкол",— добавила Татьяна Шутылева. Вчера в столичном департаменте имущества оперативно ответить на запрос "Ъ" не смогли. В секретариате Игоря Шувалова от комментариев отказались.