В Крыму подрастает молодая смета
Правительство рассказало, что построят на полуострове за 654 миллиарда рублей
Правительством опубликован текст федеральной целевой программы развития Крымского федерального округа стоимостью для федерального бюджета до 2020 года в 654 млрд руб. В 2014-2017 годах работы в Крыму ограничатся строительством моста через Керченский пролив, реконструкцией ЖКХ и водоснабжения в регионе, общественным транспортом и созданием сетей связи, в первую очередь для нужд Минобороны и в значительной части в Севастополе. Новыми дорогами, здравоохранением, туристическими парками и промкластерами в Крыму планируют заниматься в основном с 2018 года.
Опубликован текст ФЦП по развитию Крыма — напомним, проект утвержден правительством в августе. Постановление правительства, утверждающее параметры ФЦП, подписано 11 августа после согласования с Минфином в довольно необычной форме — в отличие от других целевых программ, в ней указаны предельные объемы финансирования по определенным пунктам. В силу этого в некоторых случаях в тексте ФЦП указывается: то, что удастся построить на точно выделяемые в конкретные годы деньги федерального бюджета, определится позже по результатам проектно-изыскательских работ (например, мощность насосных станций).
В описании ФЦП указывается основная проблема двух новых субъектов РФ, Крыма и Севастополя,— валовой региональный продукт на душу населения в среднем на полуострове составлял в 2011 году, по оценке, 81,3 тыс. руб. против среднероссийского в 316,6 тыс. руб., инвестиции на душу населения в 2013 году — 28,3 тыс. руб. против среднероссийских 90,3 тыс.: в среднем Крым и Севастополь имеют сейчас в два-три раза худшие показатели экономического развития в сравнении с сопоставимыми регионами. Во многом в силу этого средняя зарплата в Крыму в 2013 году составляла 11,4 тыс. руб. и в Севастополе — 12,4 тыс. руб. против среднероссийских 30 тыс. руб. Сопоставимыми с РФ являются лишь цифры по безработице — на полуострове она составляла в 2013 году 5,8-5,9% против 5,5% на территории России.
Напомним, как уже было заявлено ранее, почти половина расходов федерального бюджета по подтягиванию уровня развития Крыма к российскому придется на мостовую переправу через Керченский пролив. Впрочем, как следует из целевых индикаторов и росписи расходов по ФЦП, до 2017 года инвестиции в Крым будут преимущественно "подготовительными": каких-либо быстрых успехов реализация целевой программы на первом этапе (2015-2017 годы) не предполагает, значительная часть финансирования перенесена на второй этап — 2018-2020 годы. В 2017 году в Крыму будет построено 570 км новых линий энергопередачи (в 2018-2020 годах — 1100 км). Почти все новые дороги будут строиться в Крыму с 2018 года (только в 2015 году обещано построить 20 км). В здравоохранении Крыма до 2017 года будет лишь развернута сеть амбулаторий, новые больницы появятся только с 2018 года. При этом пик финансирования госпрограммы придется как раз на 2016-2017 годы, когда в год Крым будет получать порядка 135 млрд руб.: в 2015 году цифра составит 103 млрд руб., в 2018-2020 годах — по 90 млрд руб. в год.
По сути, до 2017 года ФЦП Крыма в "немостовой" части — это почти полностью ремонт существующей инфраструктуры. На энергетиков в ФЦП до 2020 года придется 49 млрд руб. федеральных денег (и 21,5 млрд руб. внебюджетных — это единственная существенная часть расходов по программе, которая значительно софинансируется из корпоративного госсектора), и большая часть расходов там — это не новая генерация, а линии электропередачи, кабельный переход через Керченский пролив и интеграция Крыма в единую энергосистему юга России. Генерация в любом случае будет строиться не на средства федерального бюджета. Около 20 млрд руб. предполагается потратить до 2020 года на реконструкцию газового хозяйства Крыма, причем из них около 3 млрд руб.— на реконструкцию Глебовского ПХГ (рост его мощности до 3 млрд куб. м к 2016 году), а до 10 млрд руб.— на стройку магистрального газопровода Крым--Краснодарский край.
Водообеспечение Крыма по ФЦП будет стоить до 2020 года 66 млрд руб., причем до 2018 года федеральные власти в основном намерены оплачивать развитие инфраструктуры под Севастополем и Ялтой, позже — в районе Керчи. 3,3 млрд руб. придется относительно срочно вложить в свалки и полигоны твердых бытовых отходов Крыма (мусоропереработку в регионе предполагается отдать в руки частных инвесторов). Инфраструктуру ЖКХ в основном придется реконструировать на федеральные деньги в Севастополе. Зато городской транспорт на всем полуострове заменят довольно быстро: уже в 2015 году местное государственное ОАО ГТЛК получит на это 5,7 млрд руб., федеральные инвестиции в автобусы будут сделаны сразу.
Автодороги после моста — важнейшая статья расходов по ФЦП, но до 2018 года в Крыму в этом смысле мало что изменится. В целом на ремонт автодорог до 2020 года полуостров получит 112 млрд руб., но в 2015 году — только 6,6 млрд руб., в 2016-2017 годах — по 10-12 млрд руб., позже финансирование резко увеличится. Крупнейшие инвестиции придутся на трассы Керчь--Феодосия--Симферополь--Бахчисарай--Севастополь (41 млрд руб.), Алушта--Симферополь--Джанкой (25,6 млрд руб.) и Симферополь--Евпатория--Мирный (20 млрд руб.), в трассу по Южному берегу Крыма вложить предполагается лишь 6 млрд руб. Основные расходы на аэропорты полуострова (Симферополь и Бельбек) придутся на 2018-2020 годы, причем аэропортовые комплексы будут частными, а заказчиком аэропорта Бельбек будет в основном Минобороны РФ, хотя он, как предполагается, будет принимать и гражданские рейсы. Инфраструктура связи в Крыму будет создаваться, напротив, по большей части до 2018 года, но в основном для нужд Минобороны, а также для Россвязи (наземная сеть связи со спутниковой группировкой VSAT).
Пять новых больничных корпусов в Крыму (крупные хирургические комплексы КТМО и Детской клинической больницы и новая инфекционная больница в Симферополе, комплекс горбольницы им. Пирогова и лечебно-диагностический комплекс онкодиспансера) начнут проектировать с 2015 года, но построены они будут лишь во второй стадии ФЦП — после 2018 года, как и новые мощности Крымского федерального, Севастопольского госуниверситетов и медицинского университета. Также в основном после 2018 года будут строиться и четыре индустриальных парка полуострова — за 5,5 млрд руб.— "Новый Крым", "Щелкино", "Бахчисарай" и парк в Севастополе.
Наконец, полноценное финансирование получат лишь после 2018 года и уже определенные 11 туристско-рекреационных кластеров Крыма, на которые будет потрачено 39 млрд руб. Самым дорогим проектом будет кластер "Детский отдых" в Евпатории (14,4 млрд руб.) и кластер "Лечебно-оздоровительный отдых" в городе Саки (10,5 млрд руб.). Шесть относительно недорогих проектов кластеров (общая стоимость около 10 млрд руб.) будут ассоциированы с Севастополем, 7 млрд руб. обещано до 2020 года Коктебелю. ФЦП также предполагает развивать туризм в Черноморском, Бахчисарае и на озере Чокракское.
В целом в ФЦП виден некоторый акцент на развитии Севастополя как части региональной экономики, который в составе Украины в Крыму скорее развивался более изолированно. Впрочем, так или иначе, в ближайшие три-четыре года задач быстрого "подтягивания" экономики Крыма до среднероссийской ФЦП, очевидно, не ставит: сейчас на полуострове есть куда как более актуальные проблемы.