Застройщики ветшают
Строительные компании хотят сносить ветхое жилье без разрешения
Саратовские застройщики предлагают внести поправки в градостроительное законодательство региона, чтобы получить возможность сносить расселенные ветхие здания, не имея права на застройку участка. Соответствующая инициатива, внесенная депутатом облдумы Леонидом Писным, рассматривалась вчера на рабочей группе комитета строительства Саратовской областной думы. В областном правительстве не видят необходимости во внесении таких поправок в законодательство. Наблюдатели полагают, что лоббисты законопроекта хотят возложить затраты на расселение и подготовку участков на муниципалитет.
Законодательная инициатива по внесению изменений в ст. 30 Закона Саратовской области «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» был внесен в региональный парламент еще в январе этого года, но отправлялся на доработку. Вчера рабочей группе комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики был представлен третий вариант закона.
Как следует из пояснительной записки к правовому акту, поправки необходимы в связи с реализацией программы переселения жителей из ветхого и аварийного жилья и ожидаемым воплощением программы комплексного развития ранее застроенных территорий. «Возникает ситуация, когда между расселением жителей из зданий и получением разрешения на строительство для начала работ на определенном земельном участке возникает временной интервал более одного года, вследствие чего на территориях остаются заброшенные жилые дома, иные объекты недвижимости, которые представляют угрозу как с точки зрения обрушения, так и возможности террористических актов», — сказано в документе. Таким образом, по мнению разработчиков, необходимо создать условия, которые позволят при наличии правообладателей земельного участка произвести работы, связанные с очисткой территории.
Поправка, считает инициатор законопроекта, депутат саратовской облдумы, гендиректор ЗАО «Саратовоблжилстрой» Леонид Писной, дает возможность приступить к работам по расчистке территории под расселенными домами, не дожидаясь получения разрешения на строительство основного объекта капитального строительства.
В качестве примера, где была бы острая необходимость сноса ветхого жилья, парламентарий назвал сгоревший недавно дом на пересечении улиц Вольская и Посадского. «Три года стоял пустой расселенный дом, вопрос о его сносе поднимался несколько раз, но это не представлялось возможным. В итоге в нем произошел пожар, сгорело полквартала, люди остались без квартир», — говорит господин Писной. «Парадокс в том, что снос привязан к строительству, а может, на участке никто ничего и не будет строить», — говорит парламентарий.
Председатель комиссии по общественному контролю в системе ЖКХ Общественной палаты Саратовской области Нина Царева поддерживает инициативу парламентария, по ее мнению, аварийные дома «создают негативный вид нашего города».
Начальник управления строительства и архитектуры министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Марина Лобанова считает, что необходимости в принятии подобного законопроекта нет. «Схема следующая: дом признается аварийным. Органы местного самоуправления предъявляют требования к собственнику: в разумный срок произвести мероприятия по сносу. Если собственником в разумный срок не проводятся данные мероприятия, органы МСУ принимают решение об изъятии участка и каждого жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме», — пояснила она. По словам чиновника, дальше у муниципалитета два пути: либо он сам проводит мероприятия по сносу, либо он представляет участок другому юридическому лицу для жилищного строительства. «И в этом случае, так как на земельном участке расположен аварийный дом, застройщик демонтирует дом и начинает строительство. До оформления земельного участка застройщиком у него нет юридических оснований по вывозу отходов, строительного мусора и т. д.», — считает представитель министерства строительства.
По мнению представителей правительства, если внести поправки, не будет гарантий, что работы по демонтажу ветхих строений будут выполнены организацией, имеющей на это право. «Если мы передаем участок застройщику, никаких вопросов не возникает: у него есть градостроительный план, соответствующие лицензии и техника. И делать это должен правообладатель. Нельзя просто прийти на участок и начать сносить», — говорит госпожа Лобанова.
По словам Леонида Писного, «в городе нет бесхозных земель». «Правообладатель есть у каждого участка — муниципалитет или юридическое лицо», — отмечает он, настаивая на том, что собственник и должен сносить ветхое жилье, если на участок нет разрешения под застройку.
В саратовской областной прокуратуре считают, что мероприятия по сносу прописаны в Градостроительном кодексе РФ, а значит региональный закон может противоречить федеральному законодательству. В итоге законопроект отправлен на дальнейшую доработку. Председатель парламентского комитета по строительству Сергей Нестеров не исключает, что придется выходить с инициативой в Государственную думу.
Представитель УК «Крайс» Алексей Марочкин говорит, что застройщики пытаются переложить расселение ветхого жилья на плечи муниципалитета. «Желания инициаторов поправок прозрачны: создастся идеальная для застройщика и мегаубыточная для бюджета города ситуация. Отселять ветхое жилье очень дорого, затраты непрогнозируемые и трудно просчитываемые по времени. Лоббисты этих изменений хотят возложить все затраты на муниципальные власти, а затем без рисков с легко просчитываемой суммой средств заходить на свободный участок. Я считаю, что в перспективе это приведет к нездоровой конкуренции (потому что участки будут получать аффилированные компании) и огромному дефициту бюджета», — отмечает господин Марочкин.