БТЗ не пошел на мировую
Производителю троллейбусов грозит банкротство
Бюджет республики может не получить дохода от продажи госпакета Башкирского троллейбусного завода. На рассмотрении арбитража находятся сразу два иска о признании предприятия банкротом. Эксперты отмечают, что если процедура банкротства дойдет до стадии конкурсного производства, она автоматически сведет стоимость госпакета до нуля.
Арбитражный суд республики 25 августа рассмотрит иск ООО «Южно-уральская компания инжиниринговых технологий» о признании банкротом ОАО «Башкирский троллейбусный завод» (БТЗ). Компания, которой БТЗ остался должен 6 млн руб., обратилась в суд еще в апреле (см. „Ъ“ от 23 апреля). Как следует из материалов арбитража, «Уралинтех» передал в 2010 году на хранение БТЗ партию химической продукции, которая в 2012 году была испорчена в результате протекания крыши заводского помещения. Иск о взыскании ущерба компания направила в арбитраж лишь в конце прошлого года. Суд его полностью удовлетворил, а БТЗ не обжаловал.
Разбирательство по банкротному иску «Уралинтеха» неоднократно откладывалось. Минземимущество, владеющее 55,4% акций БТЗ, как отмечается в материалах суда, вышло с предложением к кредитору о мировом соглашении и объявило, что намерено восстановить платежеспособность предприятия. Представитель «Уралинтеха» в то же время заявил в суде, что урегулировать спор мирным путем не удалось.
• По данным Kartoteka.ru, «Уралинтех», образованный в 2010 году, принадлежит в равных долях физлицам Ринату Галлямову и Марине Токаревой. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Предприятие занимается монтажом систем отопления, автоматики и т. д., оказывает инженерно-изыскательские услуги. Финансовой отчетности оно не публикует.
Причины, по которым не было заключено мировое соглашение, Ринат Галлямов комментировать отказался. Представитель компании в суде Татьяна Никитина отказалась от комментариев в категоричной форме.
Заместитель министра земельных и имущественных отношений Башкирии Альмир Газизов, курирующий акционерные общества, не ответил на вопросы, сославшись на занятость.
Примечательно, что через несколько дней после принятия к производству банкротного иска «Уралинтеха» с аналогичным в суд обратился и сам БТЗ. На включение в реестр кредиторов завода претендуют предприниматель, бывший директор ЖБЗ-1 Сергей Кузнецов, уфимский «Глобэкс» Ирины Брусенцевой и екатеринбургский «Жилпромстрой» Андрея Долганова. Суд их заявления пока оставил без движения.
Отметим, что государство планирует продать госпакет БТЗ на торгах в этом году. С 2011 года он трижды выставлялся на аукцион по цене 99,8 млн — 80,2 млн руб., но на торги не заявлялся ни один покупатель. Последнюю попытку реализовать долю государство предприняло в феврале текущего года. По 20,7% акций завода владеют его нынешний генеральный директор Евгений Будяков и Саид Закиров, возглавлявший предприятие до июля текущего года. Господин Закиров вчера от комментариев отказался. В приемной БТЗ телефон не отвечал.
В годовом отчете БТЗ за 2013 год строятся пессимистичные прогнозы на текущий год. Предприятие связывает их с отказом субъектов РФ софинансировать закупку транспорта, а также с инфляцией, снижением доходов бюджета, удорожанием энергоносителей, сокращением рынка сбыта. В отчете указывается на «неоспоримые признаки банкротства предприятия» в связи с убытком за 2013 год в размере 18 млн руб. (при выручке 200 млн руб.), снижением чистых активов до отрицательного значения в 11 млн руб. В документе отмечено, что на этапе внешнего наблюдения БТЗ планирует сохранить производство. В прошлом году БТЗ открыл пять кредитных линий в АФ-банке на сумму 120,5 млн руб. под залог недвижимости — 19,9 тыс. кв. м административных и производственных площадей из 22,5 тыс. имеющихся. Площади завода расположены в уфимской промзоне на участке 9 га с коммуникациями. Земля находится в республиканской собственности.
На рассмотрении арбитража находится также иск ООО «СП „Башкирские сети”» о взыскании с БТЗ 16,5 млн руб.
БТЗ несет убытки с 2011 года. В последние два года объявлялись планы развернуть на заводе сборку украинских «Богданов» и трамваев белорусского «Белкоммунмаша», но идеи так и не были внедрены.
Ведущий юрист агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Александр Латыев отмечает, что если БТЗ будет признан банкротом, стоимость госпакета обесценится. «Это при условии, если будет открыто конкурное производство. На ранних стадиях акции не обесцениваются до нуля, но и продавать их никто не будет,— добавил эксперт.— У государства, как и у любого другого акционера, есть возможность прекратить банкротство, выкупив долги банкрота и одномоментно выплатив задолженность. Возможно, оно даже хотело бы это сделать, но в силу ограничений, установленных бюджетным законодательством, не в состоянии взять и выложить какую-то сумму денег». В такой ситуации, как полагает эксперт, власти могут пустить в ход «не юридические и финансовые инструменты, а политические и административные меры, которые не приведут ни к каким реальным результатам». «Надо признать, что сумма требований в 6 млн рублей очень мала для банкротства, можно сказать, смешна»,— заключил господин Латыев.