"Хорошие кадровики стараются оказать увольняемому психологическую поддержку"
Меньше четверти кадровиков сохраняют хладнокровие, когда объявляют сотрудникам об увольнении. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который провел исследовательский центр портала Superjob.ru. Эксперты отмечают, что порой излишняя эмоциональность HR-менеджеров связана с недостаточной профессиональной подготовкой. Подробности — у Ренаты Бадановой и Юлии Понтус.
Чаще всего кадровики чувствуют напряжение, сожаление и стыд, когда сообщают сотруднику о том, что он уволен. Часть респондентов отмечают, что им просто неприятно говорить человеку о его профессиональной непригодности, а другие и вовсе опасаются, что из-за такой неприятной информации сотрудник выплеснет на них весь свой негатив. Как правило, хорошие кадровики в таких случаях не проявляют своих чувств, а стараются оказать психологическую поддержку, сообщил специалист в области HR-образования Михаил Столовицкий.
"Здесь нужно просто мочь или уметь разделить личное и профессиональное. Я сам человек очень эмоциональный. Два раза проводя массовые сокращения, в том числе и топ-сотрудников, я следовал только одной выработанной линии. Я не воспринимаю сидящего передо мной человека как живого человека. Я с ним общаюсь как с индивидуумом, как с сотрудником. И я обсуждаю с ним не столько вопрос "увольнять — не увольнять", сколько вопрос, как помочь ему в этой ситуации, как обсудить с ним условия и как пройти этот сложный для всех период", — отметил Столовицкий.
Как отмечают опрошенные, перед встречей с сотрудником, с которым начальство решило распрощаться, они тщательно подбирают слова, заранее изучают причины увольнения и деликатно их формулируют. А многие даже пользуются специальными методическими программами, в которых прописана тактика ведения диалога с увольняемым сотрудником. Часто такие пособия разрабатывает дирекция компании, сообщила руководитель группы подбора персонала кадрового агентства ЮНИТИ Оксана Самохина.
"Стратегии выбираются разными компаниями по-разному, но с чем я сталкивалась в жизни — это прощание с сотрудниками. Большое количество сотрудников было уволено в один момент, потому что руководство приняло решение закрыть направление в бизнесе, и прощаться надо было сразу же. Однако эта стратегия была выбрана по соглашению сторон с выполнением всех пунктов ТК. Грамотные HR-менеджеры делают "выходное интервью" с человеком, интересуются его мнением. Но когда приходит время сказать сотрудникам об увольнении, с ними должен беседовать непосредственный руководитель", — подчеркнула Самохина.
Однако не все кадровики переживают, когда сообщают сотруднику об увольнении. Часть испытывает облегчение и удовлетворение. Такое происходит, когда у HR-менеджера изначально не сложились отношения с человеком, отметил бизнес-тренер Сергей Камов.
"Это всегда сугубо индивидуальные взаимоотношения. Мы не знаем, какие были отношения у человека с этим кадровиком по жизни. Может, кадровик в свое время был против того, чтобы увольняемого назначали на данную работу. Тогда сотрудник будет возмущаться, что "он же меня еще и брать не хотел, теперь увольняет и радуется". Эмоции будут достаточно мощными", — пояснил Камов.
Еще 17% НR-менеджеров относятся к увольнениям коллег достаточно спокойно. Такие респонденты отмечают, что они не испытывают никаких чувств, а руководствуются только интересами компании.