Беженцев надо ускорить
Президентский совет и Общественная палата подготовили свои предложения президенту и правительству
В Ростовской области растет недовольство жителей ситуацией с украинскими беженцами, которая стала "критической". Об этом вчера заявил вице-губернатор Ростовской области Сергей Бондарев на заседании Совета по правам человека при президенте (СПЧ). Основными проблемами в размещении и трудоустройстве беженцев СПЧ считает недоработку региональных властей и отсутствие межведомственной координации.
В Ростовской области, которая первой начала принимать беженцев из Украины, их более 50 тыс. Из них три тысячи обратились за статусом временного убежища (2995 человек его получили), но большинство рассчитывают вернуться на Украину. По мнению вице-губернатора области Сергея Бондарева, "ситуация критическая". Власти области, по его словам, подготовили "места на 4 тыс. человек, куда перевезут тех, кто сейчас живет в пунктах временного размещения (ПВР) — палатках, летних детских лагерях, в которых скоро жить будет нельзя". "Мы надеемся к понедельнику освободить все образовательные учреждения",— сказал он. Господин Бондарев отметил, что местные жители начали роптать: "Что вы с беженцами носитесь? За наших детей так не переживаете, а за них прямо душу рвете". Не очень благополучная обстановка, по его словам, и в ПВР, "беженцы между собой ругаются, растет недовольство условиями жизни". "В Черкассах у райадминистрации беженцы устроили демонстрацию с требованием дать им жилье и все, что обещали",— рассказал чиновник. При этом он считает, что в лагерях беженцев "работают провокаторы", которые "мутят народ".
По мнению члена СПЧ Андрея Бабушкина, причина митингов не в провокаторах, а в неопределенности положения беженцев. Глава СПЧ Михаил Федотов отметил, что тысячи беженцев не могут получить временное убежище из-за "проблем с бюрократической машиной", которая не выполняет распоряжение правительства о рассмотрении документов за 3 дня. Замдиректора Федеральной миграционной службы Николай Смородин считает претензии необоснованными: ФМС зарегистрировала 733 тыс. беженцев, 78 тыс. из них подали заявление на временное убежище (сроком на 1 год), 8 тыс.— на статус беженцев. 38 тыс. уже получили временное убежище, 125 тыс.— временное проживание (сроком на три года), вид на жительство — 81 тыс. человек, 123 тыс. получили или получают российское гражданство, и 76 человек получили статус беженцев. Остальные, подчеркнул господин Смородин, не оформляют статус, надеясь скоро вернуться домой. К 1 сентября ПВР в приграничных и перенаселенных регионах решено ликвидировать, распределив беженцев по субъектам РФ ("Ъ" писал об этом 12 августа). Государство, сообщил господин Смородин, выделяет на оплату переезда беженцев и обустройство их в стационарных центрах 779,5 млн руб.
Как отметил член СПЧ Евгений Бобров, основная проблема в размещении и трудоустройстве переселенцев — отсутствие межведомственной координации, недоработка региональных властей, а также устаревшее миграционное законодательство. СПЧ предложил ФМС создать единый портал вакансий по регионам. Необходимо, по мнению правозащитников, продлить срок пребывания беженцев в РФ до года (сейчас — 270 дней). Также СПЧ предлагает давать статус временного убежища всем, а во время ожидания его получения беженцы должны обладать всеми правами, в том числе на работу, медобслуживание, образование. Господин Бобров предложил убрать при вступлении в программу переселения соотечественников требование иметь "регистрацию по месту жительства": "Получил статус беженца или временное убежище — и сразу подавай документы на вступление в программу и получение гражданства РФ".
СПЧ считает ограничение на трудоустройство в почти половине регионов "незаконным": стимулирование расселения украинцев в "трудонедостаточных местах" должно быть не административным, а экономическим. Председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина выступила против ограничения обустройства беженцев в Москве и Подмосковье. "Если люди могут сами найти работу и жилье в Москве, надо их здесь оставить, а не отправлять в другие регионы,— уверена она.— Не надо сажать на шею государства людей, которые сами могут устроиться". Николай Смородин сообщил "Ъ", что по распоряжению правительства выдача разрешений на временное проживание в Москве и Московской области запрещена. "В постановлении перечислены 43 региона, куда будут переселяться украинские беженцы",— отметил он. Господин Смородин пояснил "Ъ", что квоты на размещение беженцев составлялись по заявкам регионов: "Размещение, устройство на работу, медобслуживание переселенцев возложено правительством на глав регионов".
Между тем член координационного совета штаба помощи населению Украины Общественной палаты РФ (ОП) Георгий Федоров уверен, что, "если произойдет полноценный штурм Донецка, к сентябрю границу РФ пересекут еще от 500 тыс. до 1 млн человек, и тогда мы захлебнемся". Господин Федоров считает, что беженцев из ПВР надо расселять, но сами пункты не сворачивать, а наоборот, увеличить их количество и продлить работу в приграничных регионах до октября в ожидании нового потока переселенцев. А чтобы уменьшить нагрузку на перенаселенные регионы, глава рабочей группы ОП по оказанию гуманитарной помощи жителям юго-востока Украины Максим Григорьев предложил выделять беженцам деньги на переезд в субъекты РФ, но при предоставлении ими документа от родных, что они берут их к себе жить, или работодателей о трудоустройстве. Он, по его словам, направил это предложение вице-премьеру Дмитрию Козаку, который возглавил межведомственную рабочую группу по делам беженцев с Украины. Свои предложения рабочей группе представил и СПЧ, он также направит их президенту.