ЕБРР вывели из трамвая
Власти Уфы намерены кредитоваться в российских банках
Уфимские власти не отказались от идеи соединения севера и юга города веткой скоростного трамвая. При этом они, как и прежде, склонны проложить ее по зеленой зоне, что вызвало в прошлом году возмущение горожан. В мэрии решили отказаться от наработок Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), привлеченного к этому проекту в качестве независимого эксперта, и рассчитывают на помощь российских банков. Эксперты полагают, что в партнерстве с отечественными банками есть свои плюсы: их кредиты дороже, но при этом банки не участвуют в контролировании средств.
Как рассказал „Ъ“ первый замглавы администрации Уфы Ильдар Хасанов, проект скоростного трамвая, замороженный в прошлом году после критики общественности, остается актуальным. «Новая ветка однозначно будет, но есть споры, где она должна проходить. Весной мы обсудим варианты маршрута, чтобы процесс не вызывал отторжения у людей»,— сказал чиновник. При этом, добавил он, идея пролегания ветки по зеленой зоне улицы Блюхера, всколыхнувшая общественность, по-прежнему «остается наиболее предпочтительной».
Скоростной трамвай позиционируется городскими властями как способ соединения альтернативным транспортом севера и юга города. Проект, заказанный мэрией московскому ЗАО «Промтрансстрой», подразумевал лишь соединение небольшого отрезка этой зоны от Госцирка до улицы Трамвайной. Горожан возмутила как дороговизна задуманного проекта — его оценили в 2 млрд руб., так и выбранный маршрут — тихая прогулочная зона по Блюхера. Кроме того, городские службы начали вырубать на улице деревья еще до подготовки проекта.
Господин Хасанов сообщил, что сейчас он направлен на госэкспертизу. Этап его рассмотрения в Госэкспертизе вчера уточнить затруднились.
После выступлений общественности независимым экспертом скоростного трамвая был привлечен ЕБРР. По его заказу британская Mott MacDonald сделала анализ экономической привлекательности и безопасности проекта и предложила семь маршрутов линии. В июле ЕБРР уведомил о приостановке инвестпроектов в России. Господин Хасанов по этому поводу заявил: «На ЕБРР мы молиться не будем, они достаточно политизированы». Чиновник добавил, что к «трассировкам», подготовленным ЕБРР, к тому же возникли вопросы. Мэрия и ЕБРР разошлись в прогнозах пассажиропотока ветки. Администрацию не устроило и то, что партнер рассчитал все затраты в валюте. «Есть два-три российских банка, готовых поддержать проект на тех же условиях, что и ЕБРР»,— резюмировал господин Хасанов.
В российском представительстве Mott MacDonald оперативно предоставить комментарий не смогли.
До получения итогов госэкспертизы, по словам Ильдара Хасанова, власти сосредоточились на первой очереди проекта: ежегодно город выделяет до 150 млн руб. на замену действующих трамвайных линий на бесшумные.
Член инициативной группы жителей улицы Блюхера Артемий Беляев заявил: «Если остановятся на прежнем маршруте, мы пойдем в суд».
Независимый эксперт по транспорту Алексей Захаров видит «лукавство» в ожиданиях властей по поводу того, что «российские банки кредитуют инфраструктурные проекты на условиях европейских». «Средняя годовая ставка в наших банках составляет 18%, в то время как в европейских — около 6%»,— отметил эксперт, не исключив, впрочем, что если проект получит поддержку на федеральном уровне, ему предоставят кредит на менее жестких условиях. Выводам европейских разработчиков ТЭО господин Захаров доверяет больше: «Наши компании грешат безудержным оптимизмом. У них наверняка выйдет, что все жители города бросятся кататься на этих трамваях».
В том, что «потеря ЕБРР для Уфы будет иметь негативные последствия», уверен аналитик брокерской компании «ИнстаФорекс» Антон Фомин: «Найти другие банки для финансирования такого проекта будет непросто: на фоне ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ коммерческие банки все менее охотно выдают кредиты, особенно на крупные проекты. Очевидно, что условия кредитования российских банков будут хуже и жестче, чем у ЕБРР».
«Плюсы ЕБРР в процентной ставке чуть ниже рынка, сроке выдачи кредита на пять-десять лет. Банк контролирует исполнение проекта, что уменьшает вероятность увода средств и повышает его прозрачность,— отмечает старший директор направления „Международные региональные финансы” Fitch Ratings Владимир Редькин.— Российские банки хоть и дают долгосрочные кредиты на пять лет, но по вполне рыночным ставкам. В контролировании расходования средств они не участвуют. С другой стороны, с ними легче договориться о рефинансировании в случае дефицита средств».