Борьба со СПИДом не признана политической
Минюст не видит в профильных НКО иностранных агентов
Помощь больным СПИДом и людям, живущим с ВИЧ, не является политической деятельностью. Об этом говорится в отчетах Минюста по итогам проверок некоммерческих организаций (НКО), которые оказались в распоряжении "Ъ". Проверять НКО, занимающиеся борьбой со СПИДом, министерство начало по распоряжению правительства. Десяткам организаций грозило занесение в реестр иностранных агентов, однако из отчетов о проверках следует, что они делать это не обязаны.
Проверки так называемых СПИД-сервисных НКО стартовали в июне по распоряжению правительства. В документе за подписью главы аппарата правительства Сергея Приходько говорилось, что проверке до конца сентября на предмет соответствия закону об НКО подлежат исключительно организации, "осуществляющие деятельность, направленную на реализацию проектов в области борьбы со СПИДом". Массовая ревизия затронула десятки НКО в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Кировской, Курской и Тюменской областях. В первую очередь ревизорам было поручено установить факты иностранного финансирования и возможную политическую составляющую в работе этих организаций. В этом случае они должны быть занесены в реестр иностранных агентов.
Первые результаты проверок говорят о том, что политики в работе таких организаций Минюст не нашел. Это следует из актов проверок НКО, которые имеются в распоряжении "Ъ". Например, эксперты Минюста установили, что столичная НКО "Фокус-медиа" неоднократно получала гранты и от Еврокомиссии, и от Фонда развития демократии ООН, но не может быть признана "иностранным агентом", поскольку "осуществление политической деятельности организацией в проверяемом периоде не выявлено". Аналогичные выводы сделали сотрудники казанского управления Минюста, проверявшие организацию "Вера". Как рассказала "Ъ" исполнительный директор организации "Поколение" Наталья Устюжанина, не сочли политической деятельностью защиту прав ВИЧ-инфицированных и в тюменском управлении министерства. "Проверка велась на удивление корректно и внимательно. Да, у нас выявили мелкие формальные нарушения, но принципиально мы проверку прошли, поскольку политики в нашей работе найдено не было",— сказала она.
Напомним, сотрудники Генпрокуратуры и Минюста начали массовую проверку правозащитных, экологических и иных негосударственных организаций после того, как в 2012 году вступил в силу закон об НКО. Под проверку попали сотни организаций, и зачастую признаки политической деятельности ревизоры находили даже в работе таких НКО, как костромской филиал "Солдатских матерей".
"Объяснить позицию проверяющих толком невозможно. Раньше они находили политику даже в работе экологов, теперь этого не происходит,— удивляется юрист ассоциации "Агора" Рамиль Ахметгалиев.— Думаю, в Минюсте оценили возможные имиджевые потери от давления на организации, помогающие людям с ВИЧ. В отличие от того же "Голоса" они могут раздражать только какие-то конкретные ведомства, а не государство в целом". Напомним, организация "Голос", занимающаяся защитой прав избирателей, стала одной из первых НКО, ликвидированных Минюстом за нарушение нового закона. Сами сотрудники организации связывали это с работой на выборах в Госдуму в 2011 году, в ходе которых они регулярно заявляли о нарушениях.
Руководитель Фонда имени Андрея Рылькова (помогает наркозависимым) Анна Саранг связывает новую волну проверок с отказом РФ от помощи Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (см. "Ъ" от 26 марта 2012 года). Отказ от грантов в правительстве РФ ранее объясняли тем, что Россия сама становится донором для фонда, а следовательно, в грантах не нуждается. "В Глобальном фонде после этого решили переводить средства не правительству РФ, а консорциуму организаций в виде крупного гранта. Около сотни представителей разных НКО объединились для получения этих средств,— говорит госпожа Саранг.— Возможно, результаты проверок Минюста означают, что власти решили не мешать этому процессу".