Летящий ездок
Каких высот можно достичь, придумав воздушный квадроцикл
Стартап из США Aerofex работает над созданием летающего квадроцикла. Один из основателей компании Тим де Рош рассказал "Секрету фирмы" о том, на кого рассчитано изобретение.
Американский изобретатель Марк де Рош и его брат Тим, возглавляющие компанию Aerofex, уже несколько лет будоражат воображение всего мира устройством Aero-X. Видеоролики с тестовыми -полетами их удивительного транспортного средства, способного парить и перемещаться над землей на скорости до 72 км/ч, собрали миллионы просмотров в YouTube. Пока готов только рабочий прототип Aero-X, но де Роши обещают, что устройство начнет продаваться уже в 2017 году.
Корреспондент СФ выяснил у директора по стратегии Aerofex Тима де Роша, почему первая версия Aero-X не будет подниматься выше четырех метров и можно ли с ее помощью избавиться от пробок в мегаполисе.
Кому пришла в голову мысль сделать летающий... даже не знаю, как правильно назвать ваше устройство: мотоцикл, квадроцикл? Что вдохновило Aerofex на его создание: "Звездные войны", другие фантастические фильмы или книги, детские мечты?
Вдохновило, пожалуй, все понемногу. Идея возникла у моего брата Марка де Роша еще 15 лет назад. Марк окончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA) и работал аэрокосмическим инженером. Однажды он задумался над возможностью создания летающего мотоцикла, на первых порах Марк называл свой концепт именно так. Но то транспортное средство, которое Aerofex начал разрабатывать в 2008 году и сейчас готовит к серийному производству, мы между собой привыкли называть воздушным квадроциклом. У Aero-X, как и у обычных квадроциклов, две функции: развлекательная и коммерческая. Его можно будет использовать, например, для сельскохозяйственных нужд, а можно и для того, чтобы заставить пищать от восторга детей или любимую девушку.
Как устроен ваш летающий квадроцикл, легко ли им управлять?
Так же легко, как и обычным мотоциклом: он реагирует на движения тела водителя. Его вес — 356 кг, вместимость — два человека. Если говорить о технической начинке и не вдаваться в подробности, которые будут понятны узкому кругу специалистов, то главный компонент Aero-X — это двигатель, вращающий лопасти туннельных пропеллеров. Пропеллеры встроены в корпус квадроцикла и создают подъемную силу, позволяющую квадроциклу парить над землей на высоте до четырех метров. В зависимости от мощности работы двигателя, которую можно регулировать, Aero-X способен подниматься, опускаться и перемещаться в горизонтальном направлении. Работает летающий квадроцикл на обычном автомобильном бензине. Максимальная длительность полета составит 80-85 минут. Максимальная скорость — 72 км/ч.
Почему всего четыре метра?
Мы только в самом начале пути. Первый Aero-X выйдет в 2017 году с ограничениями по мощности и высоте полета. Чтобы выпустить устройство на рынок и не попасть под запрет Федерального агентства по гражданской авиации США (FAA), Aerofex не должен превышать эти ограничения. Но, думаю, нам удастся их снять, после того как мы увидим реакцию рынка и проведем переговоры с FAA.
Давайте поговорим о рынке и ваших финансовых прогнозах. Марк де Рош уже объявил, что цена Aero-X составит $85 тыс. Не кажется ли вам, что это дорого для модели, которая поднимается на высоту четыре метра и нуждается в дозаправке каждые 80 минут?
Все зависит от того, с чем сравнивать. Если с вертолетом, то совсем недорого. К тому же у нас есть еще один плюс: вертолет намного сложнее в пилотировании, и ему нужна специальная площадка для взлета, а в некоторых случаях и аэропорт. На самом деле при цене $85 тыс. мы будем зарабатывать с каждого проданного устройства довольно скромные суммы.
На что же вы тогда рассчитываете и откуда у вас деньги на то, чтобы запустить Aero-X в массовое производство? Оценивали ли вы потенциальный рынок вашего устройства? Есть ли у вас конкуренты?
Конкурентов нет. По крайней мере, мы ничего о них не знаем. Деньги Aerofex получила от нескольких бизнес-ангелов. Они заинтересованы в том, чтобы изменить транспортную систему, и способны покрыть все наши расходы на производство. Точных цифр по будущему рынку у нас пока нет, но мы надеемся, что спрос на Aero-X после его выхода на рынок будет высоким.
Как вам кажется, кому он будет интересен?
Любители развлечений, животноводы, фермеры, правительственные структуры, всевозможные частные компании, которым необходимо передвигаться или транспортировать грузы в местности, где нет дорог,— все это наши потенциальные клиенты. Их много не только в США, но и по всему миру. Если мы не ошибаемся в расчетах, то через несколько лет, продавая тысячи таких устройств, мы сможем даже снизить цену. Кроме того, параллельно мы сейчас работаем над созданием беспилотника. Он станет функционировать по тому же принципу, что и Aero-X, но будет значительно легче и дешевле. Для сельскохозяйственных задач (например, распыления удобрений) беспилотник — это идеальное решение.
Можно ли будет использовать ваш квадроцикл в условиях города? Смогу ли я, например, летать на нем по Сан-Франциско или Москве и поможет ли он избавиться от автомобильных пробок?
К сожалению, нет. Для повседневной городской жизни наш летающий квадроцикл не предназначен, во всяком случае пока: в городе слишком много препятствий и повышенные требования безопасности. Его стихия — бездорожье. Понимаю, что вас или кого-то еще это, возможно, разочарует, но на самом деле летающий квадроцикл — революционный шаг вперед. На Земле немало мест, до которых сейчас либо вообще невозможно добраться, либо можно добраться только на вертолете. Выпустив Aero-X, мы многим облегчим жизнь. Поверьте, это уже немало.