Гуманитарный груз дошел до украинской границы
Красный Крест ждет гарантий безопасности
В минувшие выходные отчасти прояснилась судьба российского гуманитарного конвоя в Донбасс. Сначала правительство Украины признало груз гуманитарной помощью, а затем трехсторонняя группа — Красный Крест, Украина и РФ — согласовала порядок его досмотра на границе. Вчера же первая партия из 16 фур выдвинулась к КПП "Донецк" на границе с Украиной. Впрочем, едва ли не ключевой вопрос доставки пока не решен: в Красном Кресте, который должен сопровождать колонну на украинской территории, "Ъ" заявили, что "не получили гарантий безопасности от всех сторон конфликта". А в приграничной наблюдательной миссии ОБСЕ "Ъ" пояснили: на урегулирование этих вопросов может уйти не меньше суток.
В субботу поздно вечером на сайте правительства Украины появилось сообщение о признании содержимого следующих на Украину российских грузовиков "гуманитарной помощью под юрисдикцией Международного комитета Красного креста (МККК)". Перед этим министр социальной политики Украины Людмила Денисова получила письмо с полным перечнем товаров — "всего 12 наименований общим весом 1856,3 тонны". Получателем груза названа миссия МККК на Украине.
Вчера работающая в районе КПП "Донецк" трехсторонняя группа из представителей МККК, Украины и РФ достигла принципиальной договоренности — согласовала процедуру досмотра и растаможки груза. А глава российского представительства МККК Паскаль Кютта, прибывший в субботу к месту нахождения колонны, подтвердил соблюдение РФ требований, предъявляемых Красным Крестом к гуманитарным конвоям.
"Договоренности, к которым удалось прийти на месте с участием МККК, еще предстоит закрепить на более высоком уровне",— пояснила "Ъ" представитель Красного Креста Виктория Зотикова. В штаб-квартире организации в Женеве вчера сообщили, что повышают уровень своего представительства — чтобы "решать все вопросы на официальном уровне в столицах". Глава управления оперативной деятельности Красного Креста в Европе и Центральной Азии Лоран Корба уже провел серию встреч в Киеве и во вторник должен прибыть в Москву.
Вчера первая партия из 16 фур покинула лагерь, куда вся колонна (около 270 "КамАЗов") прибыла вечером в четверг — он находится в 20 км от КПП "Донецк". Грузовики запарковались на расположенной недалеко от КПП стоянке Донецкого пассажирского автотранспортного предприятия.
Как пояснил "Ъ" работающий на месте представитель МЧС, "предварительная стоянка до прохода через КПП нужна, чтобы впоследствии фуры быстро и организованно проехали на пункт досмотра". Когда именно украинские пограничники приступят к досмотру первой партии автомобилей, в МЧС не уточнили. В Красном Кресте же вчера сообщили, что таможенные и пограничные службы РФ и Украины договорились "об осмотре первой группы грузовиков в короткий срок", однако также не раскрыли деталей.
Представитель ОБСЕ Шив Шарма заявил вчера "Ъ", что, по оценкам главы работающей под эгидой этой организации приграничной мониторинговой миссии Пола Пикара, "16 грузовиков, прибывших на площадку недалеко от КПП, едва ли выдвинутся по направлению к границе в течение следующих 24-36 часов". "Несмотря на то что РФ и Украина договорились, как груз будет досматриваться, Красному Кресту необходимо еще время, чтобы урегулировать ряд вопросов из области логистики",— заявил "Ъ" представитель ОБСЕ со ссылкой на Пола Пикара.
В МККК "Ъ" пояснили, что главным препятствием, не позволяющим приступить к растаможке груза, является отсутствие полных гарантий безопасности. Ранее со ссылкой на Паскаля Кютта в Красном Кресте объявили, что на границе в каждую машину гуманитарной колонны подсядет сотрудник этой организации. "Мы не можем этого обещать до тех пор, пока не получим гарантии безопасности наших сотрудников от всех сторон украинского конфликта,— заявила "Ъ" Виктория Зотикова.— Пока у нас нет полной картины на сей счет". Уточнить, с чьей именно стороны не получены необходимые гарантии, госпожа Зотикова отказалась. Дорога от КПП "Донецк" ("Изварино" с украинской стороны) до Луганска, куда должен направиться груз, проходит по территории, контролируемой как ополченцами, так и украинскими вооруженными силами.