Минпромторг поскребет по ангарам
Санкции обеспечат спрос на Ту-204СМ
На фоне западных санкций правительство решило вернуться к производству самолетов Ту-204 и готово заказать на ульяновском "Авиастар-СП" достройку 11 самолетов. Их могут передать специально создаваемой для полетов в Крым компании. Но пока не ясны ни объемы, ни источники финансирования, не решено и какая авиакомпания станет базовым перевозчиком Крыма. По мнению экспертов, быстро поставить 11 самолетов будет очень сложно, учитывая, что построены сейчас только два.
В пятницу заместитель главы Минпромторга Юрий Слюсарь заявил, что "в связи с ситуацией с Крымом" правительство рассматривает вариант спецзаказа на ульяновском авиазаводе "Авиастар-СП" (входит в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) 11 самолетов Ту-204, чтобы затем их передать в "специально созданную авиакомпанию", которая будет летать в Крым исключительно на отечественных самолетах. По его словам, из-за санкций сохраняются риски, связанные с использованием иностранной авиатехники в России, и реакция Запада "может быть либо в жестком формате — путем прекращения технического обслуживания и отзыва (самолетов, переданных в лизинг.— "Ъ"), либо в мягком — путем замедления процессов, связанных с эксплуатацией самолетов Boeing и Airbus". Поэтому, пояснил Юрий Слюсарь, правительство планирует создать российскую авиакомпанию, сформировать ее парк из 11-12 Ту-204, десяти SSJ-100, и "она же будет являться некой площадкой для лидерной эксплуатации и вывода на рынок в будущем самолетов МС-21".
Заказ на Ту-204, по мнению замминистра, может быть исполнен в 2015-2016 годах. Это "даст долгожданную серийность для самолетов Ту-204СМ", а также позволит гарантировать "транспортную безопасность": "Чтобы не получилось, что в пятницу нам запретят использовать самолеты зарубежного производства, а в понедельник нам срочно потребуется Ту-204, чтобы летать в Крым". Напомним, что в начале августа из-за санкций у "Добролета" (дочернего лоукостера "Аэрофлота") были аннулированы договоры лизинга самолетов Boeing 737-800. На вопрос "Ъ", кто и по какой схеме будет оплачивать заказ на 11 самолетов, господин Слюсарь заявил, что пока "не готов ответить". Также не раскрывается, на какой базе будет создаваться новая авиакомпания, но замминистра отметил результаты работы Ту-204 авиакомпании Red Wings, "восемь машин которой... летали битком в оба конца и показали себя исправными, надежными и очень востребованными".
Идея создания авиакомпании, которая будет базироваться в Крыму и использовать отечественные самолеты, обсуждалась в правительстве еще в марте и была поддержана одним из акционеров Red Wings Сергеем Кузнецовым. Red Wings считается основным претендентом на статус базового перевозчика аэропорта в Симферополе, но решение об этом не принято. Ее парк состоит из восьми Ту-204, взятых в лизинг у "Ильюшин Финанс Ко". В Red Wings вчера подтвердили "Ъ", что "заинтересованы" в том, чтобы стать базовым перевозчиком Крыма.
Ту-204СМ — глубокая модификация самолета Ту-204. Его вместимость — 174-196 пассажиров, дальность полета — 4 тыс. км. Идея программы Ту-204СМ появилась в 2006 году, но через четыре года из-за отсутствия заказов программа серийного производства оказалась на грани закрытия. Сейчас самолеты производятся штучно, в основном для госзаказчиков.
Гендиректор ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев пояснил "Ъ", что заказ на поставку 11 самолетов может быть сформирован за счет двух уже готовых и летающих Ту-204СМ и трех Ту-204СМ (в заделе предприятия в разной степени готовности), а также находящихся в заделе пяти самолетов, которые ранее готовились для Китая. На предприятия в заделе есть еще три самолета, требующие доработки. Назвать сроки изготовления самолетов он затруднился. По словам господина Дементьева, стоимость машин будет зависеть в первую очередь от цены комплектующих, которая составляет 82% себестоимости самолета, то есть около 1,7 млрд руб. Источник "Ъ" в ОАК подтвердил, что сейчас "в разной степени готовности находится до десяти самолетов семейства Ту-204, некоторые из них готовы к поставке в ближайшее время".
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко замечает, что "выпущено лишь два Ту-204СМ, на которых проводились сертификационные испытания, но это не серийные образцы, к тому же уже с частично "выбитым" ресурсом". "Для поставок 11 самолетов в короткий срок нужно серийное производство,— продолжает он,— но для его перезапуска придется поднимать всех поставщиков, а цепочка поставок нарушена". Аналитик отмечает, что в заделе и на хранении есть Ту-204 и Ту-214, из которых можно собрать флот, но это модели "с различными техлицами и в разной степени годности". Например, в высокой степени готовности есть несколько самолетов, но некоторые из них модифицированы под двигатели Rolls-Royce, которые не производятся с 2002 года. Но глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает инициативу Минпромторга реальной, отмечая, что создание авиакомпании, "нечувствительной к санкциям", является "одним из вариантов решения проблемы устойчивости авиатранспортной сети России".