Почтальонов отодвигают от прилавка
"Почта России" централизует закупки дороже 1 млн руб
Вслед за "Роснефтью", "Россетями" и Росатомом "Почта России" планирует централизовать все региональные закупки. Затраты окупятся с лихвой, уверены в Минкомсвязи: ежегодно "Почта России" закупает товары на 60 млрд руб., новые правила позволят сэкономить до 12 млрд руб. в год.
В следующем году "Почта России" централизует свои закупки: планируется, что все торги на сумму свыше 1 млн руб. будут проводиться центральным аппаратом ФГУП "Почта России", рассказал "Ъ" заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев. По его оценке, экономия может составить 10-20% в год, что при ежегодных объемах закупок "Почты России" в 60 млрд руб. составляет 6-12 млрд руб. в год. По его словам, "Почта России" разработает внутреннюю IT-систему, где региональные филиалы будут размещать заказы, которые потом будут формироваться в лоты конкурсов.
Как пояснил "Ъ" замгендиректора "Почты России" Евгений Елфимов, в ходе централизованных закупок ФГУП будет разыгрывать восемь федеральных лотов на поставки товаров и услуг на территории, которые будут соответствовать федеральным округам. По новым правилам недавно прошел конкурс на поставку ГСМ для автопарка почты объемом 3 млрд руб., условием которого является поставка топлива по единой топливной карте для 90% из 86 филиалов ФГУП. "Мы смогли получить скидку от цены на заправочной станции, что даст за календарный год экономию более 100 млн руб.",— приводит пример Евгений Елфимов. В текущем году ФГУП, по его словам, сэкономил в целом около 500 млн руб. Кроме того, на предприятии будет введена новая товарная номенклатура, по которой будут размещаться региональные заказы. Это повысит прозрачность торгов и сделает невозможными закупки одних и тех же товаров под разными названиями, считает Евгений Елфимов.
Пресс-служба "Почты России" сообщила, что предприятие и раньше проводило централизованные закупки по автотранспорту, почтовой таре и упаковке, компьютерной технике и расходным материалам. По словам Михаила Евраева, эта работа требует более совершенной организации. Кроме того, централизацию закупок на сумму свыше 1 млн руб. нужно утвердить приказом гендиректора ФГУП "Почта России", добавил заместитель главы Минкомсвязи.
Представители руководства различных региональных филиалов "Почты России", в том числе на Чукотке, Камчатке, в Хабаровском крае и Еврейской АО, не смогли прокомментировать инициативу. Новые правила закупок на "Почте России" будут комфортны для региональных властей, которым больше "не придется лоббировать местных производителей", считает замгендиректора "Почты России". "Почта России" — федеральный заказчик, поэтому закупки ее региональных отделений департаментом не регулируются, сообщила "Ъ" директор департамента госзакупок Свердловской области Марина Трушникова. В Свердловской области тоже принято решение о частичной централизации закупок у региональных заказчиков на сумму от 1 млн руб., добавляет она.
На централизованные закупки уже перешли "Газпром", "Роснефть", "Россети", Росатом. Это позволило экономить 20-30% годового закупочного бюджета, говорит ответственный секретарь комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам Андрей Черногоров. За последние годы "Почта России" уже в третий раз приступает к централизации своих закупок, напоминает он. Стоимость IT-системы, необходимой почте для завершения проекта, он оценивает в $5-10 млн. Михаил Евраев говорит, что ФГУП потратит на IT-систему закупок $1,5-2 млн. Помимо "Почты России" централизованной системы закупок нет и в ОАО РЖД. В пятницу представитель монополии не стал комментировать эту тему. Сейчас региональные закупки проводятся местными отделениями центра организации конкурсов РЖД. Общий объем закупок в 2013 году составил 834,7 млрд руб.
"Какого бы поставщика "Почта" ни выбрала, она станет заложником одной компании. А сейчас может встать вопрос: почему госпредприятие зависит от японской или американской компании?" — предупреждает исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев. По его словам, во всем мире госорганы переводят услуги печати на аутсорсинг. Поэтому если бы "Почта России" заключила договор с IT-интегратором, она выбрала бы передовой путь развития, а заодно застраховалась бы от геополитических рисков.