Лучше зон могут быть только зоны
Новая ОЭЗ во Владивостоке заменит несостоявшиеся
Объявлено об открытии во Владивостоке новой особой экономической зоны (ОЭЗ) — новая автозона промышленно-производственного типа призвана поддержать экономику автопрома на Дальнем Востоке. Общая схема стимулирования экономической деятельности даже в этом регионе отсутствует и сейчас, Минвостокразвития вчера же объявило о второй попытке согласовать правила работы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. На прошлой неделе ведомство возобновило и борьбу за право координировать работу федеральных органов власти в регионе — поскольку все предыдущие попытки с 2011 года не увенчались успехом. Тем временем Минэкономики вчера предложило ликвидировать невостребованное наследство прошлого раунда стройки особых зон: туристическую ОЭЗ на острове Русский и не востребованную из-за отсрочек разработки Штокмана портовую ОЭЗ в Мурманске.
На совещании с вице-премьерами 18 августа премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о создании во Владивостоке очередной ОЭЗ — постановление правительства о ней, пояснил он, подписано на прошлой неделе (опубликовано постановление после совещания). Зона промышленного типа, по словам вице-премьера Юрия Трутнева, позволит создать 3,4 тыс. рабочих мест, при стоимости для бюджетов всех уровней 5,3 млрд руб. до 2024 года она обещает дать поступление налогов в бюджеты в 30 млрд руб. Речь идет об ОЭЗ преимущественно под нужды автомобильной промышленности — совместных инвестициях Mazda и группы "Соллерс" (более 90% ожидаемых вложений), также в сильно меньшей степени (5%) японских и корейских компаний в производство автокомпонентов и логистику автозапчастей. По сути, речь идет об умеренном налоговом и инфраструктурном субсидировании "Соллерса" (ранее — группа "Северсталь") и Mazda (группа Sumitomo) в развитии их дальневосточного бизнеса.
Дмитрий Медведев заявил, что новая ОЭЗ для Белого дома лишь "один из способов развития Дальнего Востока", а также кратко обсудил с Юрием Трутневым вопрос о продвижении территорий опережающего развития (ТОР). Затем господину Трутневу был задан вопрос: во Владивостоке "некоторые ведомства предлагают часть зон, в том числе туристско-рекреационных, закрыть". Вице-премьер по Дальнему Востоку пояснил: он в большей степени ориентируется на проект ТОР, но по ОЭЗ ответ даст позже. Сразу после этого на госпортале раскрытия информации о подготовке федеральных НПА был опубликован проект постановления правительства о досрочном закрытии предыдущего крупного проекта ОЭЗ во Владивостоке — туристско-рекреационной зоны на острове Русский.
Несмотря на краткость дискуссии о новой и старой ОЭЗ и о законопроекте о ТОР, было очевидно, что работа правительства по выбору методов и способов стимулирования экономической деятельности и на всем Дальнем Востоке, и во Владивостоке, в частности, по-прежнему не привела к единому решению. Напомним, проект туристско-рекреационной ОЭЗ на острове Русский создавался под саммит АТЭС в 2012 году и был увязан с идеей создания на Русском игорной зоны. Но уже в 2011 году было принято решение о размещении после саммита на острове Дальневосточного федерального университета и об отказе от строительства там ряда гостиниц.
Проект игорной зоны в Приморье пытались реанимировать в сентябре 2013 года, когда на Дальневосточном инвестиционном конгрессе было анонсировано соглашение Первой игровой компании Востока (ПИКВ) с компаниями Summit Ascent Holdings, Melco и Elegant City о крупных инвестициях в будущую зону — причем "неуниверситетская" часть острова Русский, то есть часть туристской ОЭЗ, по-прежнему рассматривалась как один из вариантов размещения игорной зоны. Однако весной 2014 года глава ПИКВ Олег Дроздов был взят под стражу по подозрению в мошенничестве, и далее об этом проекте ничего не сообщалось. Очевидно, в связи с очевидными проблемами игорной зоны туристская ОЭЗ на Русском перспективы потеряла. Впрочем, власти Приморского края по-прежнему не теряют надежды добиться поддержки планов строительства новых и поддержания старых рекреационных объектов на острове — во всяком случае, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский 18 августа объявил о том, что желает объявить остров территорией опережающего развития.
Однако ситуация вокруг ТОР еще более непростая, чем вокруг первой промышленной ОЭЗ во Владивостоке: если последняя (о ней также говорили с 2012 года) создана с отставанием на три месяца от графика (проект постановления правительства об "автомобильной ОЭЗ" Минэкономики выпустило в середине апреля, Юрий Трутнев давал поручения создать ее до 27 мая, затем заявлял об открытии ее не позже 15 июня), то ясности с тем, будет ли ТОР в заявленном объеме существовать вообще, нет до сих пор. В начале 2014 года в правительстве предполагали не учреждать ТОР на месте существующих и не оправдавших себя ОЭЗ (см. "Ъ" от 6 февраля). Весной Минэкономики публиковало законопроекты, в которых де-факто предлагало отказаться от идеи "подмены" механизмом ТОР особых зон — а Минвостокразвития анонсировало собственный большой законопроект, объявляющий для будущих ТОР, в том числе на Дальнем Востоке, очень широкий перечень льгот (в том числе налоговых и по платежам в социальные фонды), не предполагающихся для любых ОЭЗ. В мае 2015-го Минвостокразвития даже анонсировало разработку нескольких законопроектов о ТОР на Дальнем Востоке, но все они не дошли до стадии публикации даже предварительного текста проекта. Вчера же министерство вновь анонсировало разработку документов, аналогичных майским,— с теми же названиями.
Но статус и самого Минвостокразвития по сей день остается малоопределенным. Вчера министерство в очередной раз опубликовало проект указа президента о наделении себя функциями координатора деятельности федеральных органов исполнительной власти (как силовых, так и гражданских) и их терподразделений на территории ДВФО. Напомним, с момента первых инициатив по созданию Минвостокразвития (2010 год) все руководители этого ведомства пытались преодолеть сопротивление других министерств в этом вопросе и неизменно неудачно. Юрий Трутнев в февральском (см. "Ъ" от 17 февраля) интервью "Ъ" предполагал, что министр по Дальнему Востоку Александр Галушка получит все необходимые полномочия в марте 2014 года. В августе 2014-го этого еще не произошло. Нет пока ясности и с финансированием госпрограмм по Дальнему Востоку — очевидно, очередной раунд по определению размера финансирования Белому дому предстоит в сентябре 2014 года при завершении работы над бюджетом на 2015-2017-й. Напомним, Минфин, как и Минэкономики, традиционно скептически относится и к идеям ТОР, и к проектам особых режимов работы дальневосточной экономики.
Впрочем, дело вряд ли только в Дальнем Востоке. Одновременно с предложением закрыть ОЭЗ на острове Русский Минэкономики вчера предложило досрочно ликвидировать портовую ОЭЗ на территории Мурманского порта — как и первая, она была учреждена в 2010 году. В пояснительной записке к проекту отмечается: за время существования мурманской ОЭЗ единственным признаком ее существования был подготовленный областными властями проект развития ОЭЗ и ее планировка на местности: заявок резидентов эта зона за четыре года не дождалась. Неудача проекта во многом объяснима отсутствием продвижений в освоении Штокмановского месторождения — предполагалось, что связанный с освоением арктических залежей газа подъем грузооборота и рост экономической активности сделает оправданным учреждение в Мурманске особой таможенной зоны, ожидалась и интенсификация международных перевозок по Северному морскому пути.
Шансы на то, что ОЭЗ в Мурманске выживет, как и ОЭЗ на Русском, есть. В начале 2014 года областные власти заявляли о планах переориентации проекта ОЭЗ на переработку рыбы: в свете эмбарго на импорт норвежской рыбы зона теоретически может оказаться востребованной, хотя бы на уровне возобновления дискуссий. Впрочем, очевидно, что работающий во всем мире механизм ОЭЗ в России способен функционировать, как и многое другое, исключительно в "ручном" режиме.