"Наш округ — это энергетическое сердце России"
тактика
Первый заместитель губернатора ЯНАО АЛЕКСЕЙ СИТНИКОВ убежден, что без создания современной транспортной инфраструктуры невозможно запустить на полную мощность энергетический и ресурсный потенциал Ямала.
— При огромном потенциале округ не может реализовать в полной мере некоторые проекты. Причина проста: до Ямала сложно доехать. Может ли Северный широтный ход, о котором так много говорится, стать панацеей в решении проблем транспортной доступности ЯНАО?
— Объекты Северного широтного хода уже вошли в Транспортную стратегию России до 2030 года, а также в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы". Необходимость Северного широтного хода очевидна не только для северных территорий, но и для других регионов России. Для Ямала он значит колоссально много. Наш округ — это энергетическое сердце России. И пока к этому сердцу ведет маленькая артерия. Так не должно быть: организм, если продолжать пользоваться медицинской терминологией, работает на износ. Для полноценной жизни Ямала нужна полнокровная транспортная аорта.
Северный широтный ход и есть та самая аорта. Он обеспечит постоянную связь с "большой землей", соединив Северную и Свердловскую железные дороги, Заполярье и Урал. Полярная магистраль Обская--Салехард--Надым--Коротчаево откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам, повысит транспортную безопасность Ямала и России. Огромное значение железнодорожной магистрали не раз подчеркивалось на разных, в том числе самых высоких, уровнях. Проект поддержан президентом РФ, одобрен правительством России, его скорейшая реализация является действительно долгожданной для жителей региона, в настоящее время не имеющих развитой транспортной инфраструктуры на своей территории.
Северный широтный ход — это железнодорожная ветка, включающая в себя строительство моста через реку Обь, линейный участок Надым--Салехард, а также соединение Салехарда с конечной экспортной точкой полуострова Ямал портом Сабетта — всего примерно 707 км железной дороги, включающей 60 мостовых переходов различной длины и самый большой мост через Обь. Объем инвестиций в проект "Северный широтный ход" (СШХ) составляет около 190 млрд руб., средства будут возвращаться за счет грузоотправителей. Окупаемость проекта СШХ составляет от 15 до 17 лет.
— Очевидно, что магистраль таких масштаба, стоимости и трудозатрат сооружается не только с расчетом на Ямал?
— Разумеется. Одним из основных грузов в округе является углеводородное сырье. Оно используется в том числе для выработки высококачественного топлива: бензина лучших марок и авиационного керосина. Таким образом, доставка сырья до места переработки является одной из основных задач. Сегодня его перевозят в цистернах по Свердловской железной дороге до порта на Балтике, откуда он поставляется потребителям для переработки в конечный продукт. Но Свердловская железная дорога сильно перегружена и не сможет обеспечить все будущие плановые перевозки. Транссиб забит и задыхается, скорость движения по нему сегодня составляет 18 километров в час. Тем временем, например, строительная промышленность Ямала испытывает острый дефицит материалов. Мы составляем графики, высчитываем и выгадываем, привязываемся к короткой арктической навигации, а это в лучшем случае пара месяцев в году. Отсутствие нормальной транспортной схемы серьезно влияет на развитие промышленности, в целом на социально-экономическое развитие региона.
Как пример — строящееся предприятие Новоуренгойский газохимический комплекс. Он на месте будет перерабатывать газ в конечную продукцию — полиэтилен. Сегодня отсутствие транспортной доступности не позволяет предприятию выпускать то количество продукции, на которое оно рассчитано. Мы не можем вытащить продукцию за пределы, ограниченные неразвитой транспортной схемой. После запуска Северного широтного хода это предприятие получит короткий и гарантированный выход в западные регионы России и на европейский рынок. В то же время наши промышленники, которые, скажем, производят щебень в районе Полярного Урала, смогут его спокойно привезти в другую часть округа — в Новый Уренгой, Ноябрьск, Надым. Сегодня это нереально, единственный выход — заказать продукцию на предприятиях Урала и привезти по все той же загруженной под завязку железной дороге и, конечно, по более высокой цене.
Кроме того, на территории округа есть месторождения, которые сегодня нерентабельны из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Совершенно логично, что после появления Северного широтного хода недропользователи охотнее станут их приобретать. Железная дорога — единственный вид транспорта, который гарантирует доставку грузов в срок вне зависимости от погодных условий. А это для районов Крайнего Севера очень важный факт.
— Северный широтный ход дойдет до порта Сабетта, который не может, не должен быть по определению монопортом для отгрузки сжиженного природного газа с завода "Ямал СПГ"?
Начало реализации (строительства) проекта "Ямал СПГ" — 2011 год. Полный ввод объекта в эксплуатацию — планируемые 2017-2018 годы. Производство СПГ — около 16,5 млн тонн в год (три очереди), газового конденсата — до 1,2 млн тонн в год. Акционеры: ОАО НОВАТЭК (60%), Total (20%), CNPC (20%)
— Сабетта дает прямой выход к Севморпути. Сырье со всей России может дойти до Сабетты, а потом пойти по Севморпути. Действительно, порт будет многофункциональной площадкой, работающей на экономику страны. Помимо обслуживания "Ямал СПГ" Сабетта будет выполнять и другую задачу: порт станет отправной точкой для грузов с Урала, из Сибири и с Поволжья. Компании, идущие Северным морским путем, смогут сэкономить на транспортировке до 30% средств. Что уже продемонстрировала коммерческая экспедиция "Тюмень--Сабетта--Китай", которая успешно завершилась прошлой осенью. Многоцелевой сухогруз "Инженер Трубин" вез на восток не газ с нефтью, а сырье для металлоперерабатывающей промышленности Китая, продукты питания, тюменскую пшеницу в Петропавловск-Камчатский. Таким образом, потенциальная коммерческая выгода рейса основывалась не на дороговизне груза, а на экономичности и скорости его доставки. И на примере этой экспедиции бизнес вполне реально оценил преимущества этого транспортного коридора. Загрузка Северного морского пути будет все время только расти.
— Какие еще транспортные усовершенствования ожидаются на Ямале?
— Разумеется, мы продолжим модернизировать уже существующую инфраструктуру. Нам никуда не деться от воздушного сообщения. Это наиболее быстрый способ перемещения, а для арктических территорий сегодня зачастую единственный. Планируем в период с 2014 по 2020 год на территории аэропортового комплекса в Салехарде заменить светосигнальное оборудование, реконструировать и модернизировать здания и перроны. В Новом Уренгое предусмотрены работы по реконструкции объектов летного поля аэродрома, строительство и реконструкция объектов обслуживания пассажиров и грузов, инженерной инфраструктуры. Реконструкция аэродромного покрытия в Надыме также включена в программу. В план развития аэропортов округа включены и аэропорты Мангазеи. В городе Тарко-Сале и поселке Уренгой запланированы строительство и необходимая реконструкция зданий, замена светосигнального оборудования, строительство вертолетных площадок. Обновление парка спецавтотранспорта и замена спецоборудования уже происходят во всех аэропортах округа.
С развитием наземного транспорта и сети автодорог жители Ямала более не будут зависимы от сезонности зимних автодорог и водного транспорта. Сегодня мы в первую очередь строим автомобильные дороги по направлениям межрегиональных транспортных коридоров. Это те дороги, которые обслуживают наиболее напряженные автотранспортные потоки между основными экономическими центрами округа и соседних регионов. В плане значатся: автомобильная дорога Надым--Советский, участок Надым--граница Ямало-Ненецкого автономного округа и Сургут--Салехард, участок Надым--Салехард, строительство которого началось в 2011 году. Протяженность участка составляет 337 км. Сегодня работа там идет очень активно: заасфальтировано порядка 60 км. Причем на каждые 4 км этой дороги предусмотрен специальный переход для оленей. Для них дорога, трубопровод, любое технологическое по сути своей препятствие становится непреодолимым. Животные его не преодолевают, а мирно идут вдоль, что, естественно, нарушает их извечные миграционные пути. Тундровики — коренные жители Ямала — поставили перед дорожниками свои жесткие условия, и строители их выполнили в полном объеме. Это для нашего региона нормальная практика. Правительство автономии в данном вопросе жестко регулирует отношения между промышленниками и коренными северянами.
Еще один важный пункт — строительство автомобильных дорог, соединяющих административные центры районов и городских округов с сетью дорог общего пользования регионального значения. В него входит автодорога Лабытнанги--Яр-Сале. Сегодня между этими населенными пунктами существуют все виды транспортной связи, но они носят сезонный характер. Кроме вертолетных перевозок летом добраться из Приуральского района до Яр-Сале возможно по реке, в зимний период — по автозимнику. Запланировано строительство объездов городов Надым и Лабытнанги. Ждут своей очереди на реконструкцию еще шесть участков автодорог, перегруженных движением.
В сентябре прошлого года открылся проезд по новому мосту через реку Пяку-Пур. Мост соединил Пуровский район и город Тарко-Сале. А наплавной мост через реку Пур уже ушел в историю.
Скажу так, современная транспортная схема для Ямала гарантия его поступательного развития. Живя в XXI веке, мы понимаем, что именно транспортная отсталость может повлечь и отсталость экономики, и ухудшение социального самочувствия. А губернатор и мы — его команда — нацелены на то, чтобы округ наш, заполярный и арктический, стал по-настоящему комфортным для проживания. Поэтому на данное направление брошены большие силы и средства. Ведь люди, живущие и работающие в таких суровых условиях и обеспечивающие стабильность экономики России, заслуживают этого.
Удельный вес численности населения Ямала в ряду субъектов РФ составляет около 0,4%. Несмотря на столь небольшую долю населения, экономика региона оказывает значительное влияние на экономическое развитие страны, занимая при этом весомую долю в социально-экономических показателях РФ: ВРП — 2,2%, промышленность — 2,7%, налоги — 4,2%, инвестиции — 4,5%, основные фонды — 5%, объем строительных работ — 4,5%. Валовой региональный продукт ЯНАО по итогам 2013 года составил 1 307 132 8 млн руб., рост к 2012-му — 104,6%. ВРП на душу населения составляет 2396,6 млн руб. Ямало-Ненецкий автономный округ входит в пятерку субъектов РФ--лидеров по кредитному рейтингу.
ПОДПИСЬ
Соединение Северного морского пути и Северного широтного хода будет иметь взрывной эффект в развитии региона и национальной экономики. Атомный ледокол "Ямал" (на снимке) не только проводит суда по Севморпути, но и участвует в научных экспедициях