Боязнь обновления
Экспертиза
Начало телесезона я всегда жду с большим интересом: что будет нового, увлекательного... Но уже не первый год у меня состояние неоправданных ожиданий. Особенно не радует сериальное производство. Лет 10 назад, когда я написала сценарий для телесериала ("Всегда говори "всегда"".— "О"), у меня было впечатление, что продюсеры, которые его снимали и ставили в эфир, жаждали новых идей. Меня просили придумать что-то отличное от того, что тогда показывали. А показывали, если вспомнить, про то, как милиционеры избивают бандитов, или же про то, как бандиты избивают милиционеров. С моей подачи тогда появилось третье направление — про женщину трудной судьбы: как ее бросает муж, как ей достается наследство, но она по каким-то причинам не может его получить, и так далее. Сегодня, казалось бы, сериалов много, вроде они разные: здесь женщину трудной судьбы обижает официант, там — олигарх, в следующем — шофер. Но это невозможно смотреть, потому что на самом деле все одно и то же. Впечатление, что продюсеры и каналов, и производственных компаний как черт ладана боятся нового. Никто ведь не предлагает уйти в андерграунд, артхаус. Вполне можно оставаться в мейнстриме, но снять что-то отличное от того, что уже показывали. Что за страх сковал продюсеров? То, что нет идей, не верю. В то, что есть идеи, но их зажимают, тоже не верится. Это какая-то загадочная болезнь. Понятно, что производство должно быть выгодным, но выгодно оно в одном случае — если интересно смотреть. По-моему, рейтинги, пресловутые пиплметры нагло врут, что нынешние телесериалы пользуются популярностью. Когда с экрана, допустим, обнаженный корсар склоняется над героиней, одетой как из магазина нескромной одежды, и мгновение спустя выясняется, что он не корсар, а хирург, она не стриптизерша, а медсестра и вместе они мчатся, чтобы спасти мальчика, попавшего под трамвай, я не могу этому верить и не понимаю, почему продюсер пытается мне это втюхать. Дело вовсе не в том, что я поклонник соцреализма или стою на том, чтобы в сериале все доподлинно отображалось. Но не должно все это скатываться в какое-то бессовестное вранье и пошлятину.
Впрочем, за последнее время, на мой взгляд, очень прибавил телеканал "Культура". На нем сохраняется такой редчайший в наши дни жанр, как интервью, которого на телевидении почти не осталось, хотя, как мне кажется, у зрителей есть к нему интерес. Помимо него на российском телевидении не хватает развлекательных программ, которые бы развивали интерес к науке, истории, искусству, людям, регионам. Не хватает качественного документального кино. Не достает исторических детективов, ведь страсть к расследованию, разоблачению неистребима. Чтобы создать что-то новое, достойное внимания, нужно взяться за это всерьез. А у нас телевидение идет по легкому пути.