"Над узкими улочками средневекового города высится Палаццо Дукале"
Приморские городки восточного побережья Италии славятся своими замками, колокольнями, ратушами и средневековыми улицами. Огромная Арена Сферистерио в городе Мачерата сейчас стала площадкой для мировых оперных фестивалей. А в Урбино можно увидеть замок, в котором вырос великий архитектор Высокого Возрождения Браманте, рассказывает арт-обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Буткевич.
Регион Марке — это восточное побережье итальянской Адриатики со множеством маленьких прибрежных городков. От Габичче-Маре на самом севере региона с широкими пляжами, сплошь уставленными лежаками с гостиничными зонтиками, до центрального мыса Конеро, врезающегося в прямую береговую линию лесистыми склонами и морскими пещерами, и южнее, до Порто-Реканати, приморской жемчужины провинции Мачерата с широченным пешеходным променадом, и еще дальше на юг.
Совсем рядом — горы Аппенины, отделяющие Марке от Центральной Италии. Сравнительно невысокие, тем не менее, со своими горнолыжными курортами и пещерами. И, конечно, замки, ратуши и кампанилы на холмах и горах, сплошь покрытых в середине лета полями подсолнечника, город Мачерата с огромной Ареной Сферистерио, где проводятся мировые оперные фестивали. А если ехать по новой strada вдоль побережья мимо столицы региона — древней Анконы, а потом свернуть на запад, то вскоре, сразу за небольшим горным городком Ферминьяно, родиной великого архитектора Донато Браманте, попадешь в Урбино — одну из двух столиц самой северной провинции региона Пезаро-э-Урбино.
Над узкими улочками средневекового города (сейчас 15 тыс. жителей, еще 15 тыс. студентов Университета) высится Палаццо Дукале, дворец герцогов да Монтефельтро. Огромный, с бесчисленной анфиладой высоченных помещений, с кажущимися крохотными балдахинами в неуютных спальнях, с великолепными деревянными интарсиями в кабинете герцога с иллюзорными изображениями аллегорий наук и искусств, с картинами Рафаэля, Пьеро делла Франческа, Учелло. В этом замке Браманте провел свою юность. Рядом дом, где в семье придворного художника родился еще один из титанов Возрождения — Рафаэль Санти. Три комнаты — спальни отца и матери и общая зала. Кессонированный потолок, который сохранился с конца XVI века. В комнате матери — фреска "Мадонна с младенцем". По современным данным, ее написал 16-летний Рафаэль. Ну а романтики XIX века считали, что это работа его отца Джованни Санти, который изобразил жену Маджиа с их маленьким сыном.