Гарантии разминулись на границе
Красный Крест не уверен в безопасности сопровождающих российский конвой
Глава МИД РФ Сергей Лавров и президент Международного комитета Красного Креста (МККК) Петер Маурер договорились вчера "принять в ближайшие часы энергичные меры" по отправке российского гуманитарного конвоя в Луганск. Однако выбравшиеся оттуда очевидцы заверили "Ъ": гуманитарная помощь до Луганска без прекращения огня "просто не пробьется".
На КПП "Донецк", где с воскресенья простаивает конвой российских "КамАЗов" с гуманитарной помощью, 43-летний шахтер Андрей из города Ровеньки на юге Луганской области ожидает супругу. Та с дочерью поехала домой забирать оставшиеся там вещи.
— Как начались боевые действия, отправили сына и дочь в Москву, к сестре, а две недели назад поняли, что надо бежать самим,— рассказывает Андрей.
Бросить четырехкомнатную квартиру в шахтерском городке Ровеньки решились после того, как рядом с домом, "буквально в трех метрах", упал снаряд — Андрей уверен, что бомбили украинские самолеты. Забрав вещи, его семья планирует уехать в Минск — там, говорит Андрей, Красный Крест помогает беженцам с жильем и работой. (В Белорусском обществе Красного Креста "Ъ" подтвердили эту информацию, уточнив, впрочем, что временные центры пребывания действуют не в Минске, а в регионах, да и своих общежитий у Красного Креста нет, но общество работает в тесной связи с местными властями, Минтруда и соцзащиты).
Супруга Андрея вскоре подъезжают на КПП на такси. Контролирующие Ровеньки ополченцы запретили движение любого транспорта, кроме такси и автобусов.
То, что от Краснодона и до границы ехать можно спокойно, подтверждают и другие собеседники "Ъ". Российский режиссер Алексей Смирнов, с группой добровольцев занимающийся вывозом женщин и детей из Луганска и Луганской области, рассказывает:
— Наиболее сложный участок трассы — от Молодогвардейска до Луганска. Там везде Нацгвардия стоит. Мы пробрались, только заехав в их тыл, то есть сильно рискуя.
На вопрос "Ъ", что нужно жителям Луганска, Алексей отвечает так:
— Там многие люди сейчас все время сидят в подвалах, не выходя на улицу. Им срочно нужны медикаменты, еда и вода.
— В Луганске нет электричества, проблемы с водой, за водой ходят с ведрами в частный сектор, в многоэтажке нашей вылетели все стекла,— делится 78-летний Анатолий Сергеевич, на КПП "Донецк" он ждет дочь, перебравшуюся в Ростовскую область.— Собирался выехать из Луганска еще в субботу, но автобусы не выходили из-за обострения боевых действий. Сегодня утром автобус наконец выехал, но двигался не по привычному маршруту Луганск--Донецк, а в объезд.
— По дороге от границы до Луганска в очень многих местах идут бои. Гуманитарка туда в ближайшие дни (без прекращения огня.— "Ъ") просто не пробьется. Гуманитарному конвою таким путем проехать не удастся,— уверен Алексей Смирнов.
Как сообщил вчера представитель СНБО Украины Андрей Лысенко, для оценки ситуации и организации доставки гуманитарного груза в Луганск направилась передовая группа представителей МККК. А в МИД Украины пояснили, что план МККК предусматривает: каждую группу из 30 грузовиков с российской гумпомощью будут сопровождать до пяти сотрудников Красного Креста, а после доставки груза автомобили оперативно вернутся в РФ. Помощь планируется распределять среди жителей Луганска и области, а также Донецка и других мест.
Отсутствие гарантий безопасности конвоя до вчерашнего дня оставалось главным препятствием для перевозки гуманитарной помощи. Даже после того как Киев объявил о готовности принять груз, а МККК получил полный перечень отправленных российской стороной продуктов и вещей, грузовики с гуманитарной помощью для жителей Донбасса по-прежнему оставались вчера в 50 метрах от КПП "Донецк".
Доставку гуманитарной помощи вчера обсудили по телефону глава МИД РФ Сергей Лавров и президент МККК Петер Маурер. Как сообщили на Смоленской площади, господин Маурер "отметил, что все аспекты обеспечения безопасности гуманитарного конвоя и персонала МККК российской стороной и ополченцами отработаны в полной мере". Таким образом, в Москве исходят из того, что необходимых гарантий "не удается получить" лишь с украинской стороны. В Киеве, в свою очередь, говорят, что "не получили гарантий со стороны ополченцев", а вопросы безопасности называют делом договоренностей МККК с Россией и ополченцами.
Однако представитель МККК Виктория Зотикова не подтвердила "Ъ" эту информацию. "Мы продолжаем переговоры и с Киевом, и с Москвой на двусторонней конфиденциальной основе,— пояснила она.— Они не закончены".