Без выпускного пособия
Краевые власти отменяют стипендии для старшеклассников
Губернатор Прикамья Виктор Басаргин после отмены «Маминого выбора» предложил отказаться еще от одной инициативы своего предшественника Олега Чиркунова и отменить стипендии для старшеклассников. Это, по мнению краевых чиновников, сэкономит бюджету порядка 25 млн руб. ежегодно. Альтернативный законопроект в заксобрание внесла оппозиционная депутатская «Группа товарищей» во главе с Игорем Папковым. Они, напротив, предложили расширить перечень получателей стипендии за счет восьми- и девятиклассников. В итоге депутаты и чиновники сошлись во мнении, что система поощрений школьников требует корректировки.
Вчера комитет по социальной политике законодательного собрания Пермского края рассмотрел два законопроекта, предполагающие внесение изменений в краевой закон «О стипендиальном обеспечении и дополнительных формах материальной поддержки обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования». Первый был инициирован губернатором Пермского края, второй — неофициальным депутатским объединением «Группа товарищей» во главе с первым вице-спикером Игорем Папковым.
Напомним, закон о стипендиальном обеспечении старшеклассников был принят в 2010 году. Согласно этому закону, на стипендию могут претендовать учащиеся десятых и одиннадцатых классов. Стипендия подразделяется на академическую — за обучение на «хорошо» и «отлично» и социальную, назначаемую нуждающимся в социальной поддержке. Она равнялась приблизительно 500 руб. в месяц. Стоит отметить, что стипендия для старшеклассников — это отзвук «Моды на мозги», провозглашенной экс-губернатором края Олегом Чиркуновым. В период его пребывания в должности выстроилась целая система поощрений от школьного до вузовского уровня. Выпускникам школ, набравшим высокие баллы на ЕГЭ и поступившим в пермские вузы, назначалась губернаторская стипендия; международным исследовательским группам выделялись гранты на научные разработки; вводились доплаты преподавателям с ученой степенью, работающим в школах и лицеях; докторам наук, преподающим в вузах региона, назначались ежемесячные доплаты из краевого бюджета до 30 тыс. руб.
Согласно проекту, внесенному губернатором, из перечня получателей стипендии исключаются учащиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений. Это приблизительно 10 тыс. старшеклассников. По подсчетам контрольно-счетной палаты края, в случае отмены стипендии обучающимся удастся сэкономить 25 млн руб. в бюджете края на 2015 год. Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина сообщила, что выплата стипендий имела стимулирующий характер, направленный на мотивацию старшеклассников и повышение качества знаний при сдаче ЕГЭ, однако в ходе министерской проверки стало ясно, что стипендия не влияет на результаты ЕГЭ. Лишь в Перми и Кудымкаре обнаружена корреляция между наличием стипендии и результатами ЕГЭ. Кроме того, 44 из 48 муниципальных образований поддерживают проект губернатора по отмене стипендий. Также, по мнению Раисы Кассиной, край имеет достаточное число стимулирующих проектов — «Математика», «Юные спортсмены» и другие. Госпожа Кассина отметила, что министерство образования и науки заявило о неэффективности данной стипендии еще в августе прошлого года. Для подтверждения этого в течение года проводилась серия общественных мероприятий.
Альтернативный законопроект был инициирован господином Папковым. По его мнению, отказ от стипендий фактически разрушит сложную и уникальную систему поощрений, охватывающую школы, вузы и систему оплаты труда педагогов. Согласно депутатскому законопроекту, перечень получателей стипендий следует расширить, включив восьми- и девятиклассников. Однако основанием для получения стипендий уже станут успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Именно это, по мнению господина Папкова, позволит сохранить неизменным общий объем получателей, равный примерно 10 тыс., то есть не потребует дополнительного выделения средств со стороны бюджета.
Среди депутатов законопроекты вызвали неоднозначную реакцию. Илья Шулькин, не входящий в комитет, поддержал господина Папкова. По его мнению, денежная выплата школьникам — это «самый лучший мотиватор». С ним согласилась Дарья Эйсфильд. Она сообщила, что в США наличие стипендий среди школьников — норма, а стипендии, доступные лишь отдельным группам школьников, — это неравные условия. По мнению депутата Александра Третьякова, стипендия из поощрительной деградировала в социальную, что требует ее реформирования, а не отказа. Депутат, директор МАОУ «Лицей №10» Ирина Ивенских заявила, что стимулирование школьников должно происходить с помощью нематериальных мотиваторов, ее поддержали депутат Ксения Айтакова и заместитель председателя правительства Надежда Кочурова.
В итоге депутаты не смогли склонить госпожу Кассину и господина Папкова к компромиссу. Комитет одобрил законопроект, предложенный губернатором, при условии, что ко второму чтению будут внесены дополнения, позволяющие сохранить стипендию для определенной группы школьников, а также создана рабочая группа. Кроме того, комитет рекомендовал правительству разработать нормативно-правовой акт по поощрению учащихся 8–12 классов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности в срок до 1 октября. Отметим, что на сегодняшний момент не ясно, что будет с социальными стипендиями для школьников.