Патроны выпадают из обоймы
Производство боеприпасов может пострадать из-за санкций
Как стало известно "Ъ", вчера под руководством заместителя министра промышленности и торговли Александра Потапова прошло совещание по вопросам развития патронного производства. Было признано, что введение санкций может поставить под удар всю отрасль, поскольку более 70% продукции поставляется за рубеж. Производители надеются на рост закупок для нужд Минобороны. Военным пока хватает уже накопленных запасов.
Открывая совещание, господин Потапов призвал его участников обсуждать проблемы: "Давайте не будем говорить, какие мы хорошие и как у нас все хорошо. Это не так".
Согласно докладу, представленному департаментом промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга, проблем у отрасли две: переизбыток уже готовой продукции в арсеналах силовых структур и опасность введения западных санкций. Эти обстоятельства, как отмечается в докладе, взаимосвязаны. С середины 1990-х годов силовые структуры (МВД, Минобороны, ФСО, ФСБ) резко сократили закупки боеприпасов. Гособоронзаказ упал в 20 раз без особых перспектив увеличения. Имевшиеся производственные мощности оказались избыточными, а государство оказать необходимую финансовую поддержку не могло. В итоге предприятия были приватизированы, а их акционеры, оценив перспективный портфель заказов, переориентировались на экспорт. С того момента предприятия освоили выпуск патронов к нарезному, охотничьему и спортивному оружию, в том числе и 41 наименование патронов к зарубежному оружию. В итоге сейчас доля экспорта в объеме производимой продукции составляет более 70%.
Представлявший доклад чиновник Минпромторга заявил, что в отсутствие гособоронзаказа "отрасль стала практически полностью зависимой от конъюнктуры мирового рынка на данную продукцию, а оружейный рынок подвержен политическому регулированию и учету интересов национальных производителей аналогичной продукции". Участники совещания опасаются, что возможность новых санкций США и Евросоюза ударит по производству патронов. Так, например, 80% всего объема экспорта патронов к гражданскому оружию приходится на США.
Напомним, что санкции уже были введены в отношении концерна "Калашников": по сведениям "Ъ", из 90 тыс. изделий заказчику ушло только 34 тыс., а оставшиеся 56 тыс. зависли на складах.
Один из участников совещания признал, что в случае введения дополнительных санкций "рискует остановиться все производство". И если в отношении гладкоствольного оружия урон окажется минимальным (в России освоен полный цикл производства взаимозаменяемых патронов), то эффект от ограничения поставок патронов к нарезному оружию будет более ощутим. За последние годы выросли продажи оружия, патроны которого не производятся в России, и в случае введения санкций произойдет существенный спад продаж в магазинах, продающих такой товар. Для создания аналогичной номенклатуры потребуется дорогостоящее переоборудование производства. Вопросы импортозамещения предлагается решать путем организации закупок в Бразилии, Китае и ЮАР.
Альтернативным потребителем российских патронов могли бы стать российские же силовики. Но в докладе Минпромторга отмечается, что на складах Минобороны накоплен максимальный запас патронов, исчерпавших установленный срок службы в 40 лет: "Их свойства с учетом современных средств индивидуальной защиты солдат не позволяют решать поставленные задачи". Всего с 2008 по 2013 год промышленность ликвидировала чуть более 2 млрд патронов, что не привело к увеличению закупок. Отметив необходимость наращивать темпы промышленной утилизации боеприпасов, участники совещания признали, что действующая сейчас ФЦП "Промышленная утилизация вооружения и военной техники до 2020 года" предусматривает средства до 2017 года на уничтожение всего лишь 1,2 млрд патронов.
Минпромторг предлагает утилизировать начиная с 2015 года не менее 2 млрд патронов ежегодно, закупая параллельно новые патроны на сумму не менее 1 млрд руб. Избавляться от старых боеприпасов ведомство предлагает силами Тамбовского порохового завода, амурского патронного завода "Вымпел" и Конструкторского бюро автоматических линий имени Кошкина. Представители Минобороны на совещании от комментариев воздерживались, а представители промышленности тихо говорили, что были бы "рады вообще хоть каким-нибудь заказам".