Казанских полицейских взяли в Москве
Борцов с наркотиками обвинили в незаконном обороте наркотиков
Вчера стало известно об аресте фигурантов скандального дела о подбросе наркотиков — начальника полиции Казани Руслана Халимдарова и трех его коллег из отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН). Еще два десятка борцов с наркобизнесом находятся под подозрением. Это произошло после того, как уголовное дело, изначально возбужденное в Татарстане, где местные суды признали преследование полицейских незаконным, было передано в центральный аппарат СКР. Адвокаты полицейских считают, что с помощью СИЗО на их подзащитных хотят «оказать давление».
Басманный райсуд Москвы санкционировал арест высокопоставленных полицейских из Татарстана — начальника полиции УМВД России по Казани Руслана Халимдарова, начальника ОБНОН УМВД Дмитрия Андриенко, начальника ОБНОН МВД по республике Андрея Алексеева и его подчиненного старшего оперуполномоченного Марата Садыхова. Об этом „Ъ“ вчера сообщил адвокат господина Алексеева Айрат Хикматуллин. Поводом для ареста стало ходатайство следователей ГСУ СКР, которые подозревают полицейских в том, что у себя на родине они подбрасывали наркотики гражданам, а затем привлекали их к уголовной ответственности. Все четверо полицейских помещены на два месяца в СИЗО. Кроме того, по данным „Ъ“, ранее в апреле текущего года в Москве был арестован еще один фигурант дела — сотрудник ОБНОН по Ново-Савиновскому району Казани Яков Кононенко. В ГСУ СКР ход расследования держат в секрете, адвокаты подозреваемых также не сообщают подробности, опасаясь разгласить тайны следствия. Как удалось узнать „Ъ“, сейчас сыщики проверяют на причастность к делу еще около 20 сотрудников ОБНОН МВД по Татарстану, которые пока находятся на свободе.
Напомним, под уголовное преследование полицейские попали после спецоперации, проведенной 27 и 28 ноября 2013 года сотрудниками главного управления собственной безопасности МВД РФ и СКР. Как сообщалось ранее, в ходе обысков в их служебных кабинетах был найден героин, в том числе в тайниках, а также документы с грифом «совершенно секретно». Дело возбудило региональное СУ СКР. После этого 20 декабря 2013 года адвокаты не признающих вины полицейских обнародовали видеоматериал, на котором ранее судимый наркоман Олег Кучаев рассказывает сотрудникам МВД о том, что региональная наркополиция якобы с целью улучшения показателей раскрываемости способствует созданию наркогруппировок, которые потом сама и разоблачает. Кучаев был задержан сотрудниками ОБНОН за хранение наркотиков, но потом неожиданно его дело передали на расследование в УФСКН. После этого он, по словам адвокатов, жаловался, что его заставляют дать показания о подбросе. Адвокаты уверены, что именно на его показаниях сейчас строится обвинение. После обнародования видеозаписи Советский райсуд Казани в декабре 2013 года признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении полицейских. В феврале текущего года дело передали в ГСУ СКР, а Басманный райсуд отстранил полицейских от службы. Отметим, в Татарстане никого из подозреваемых следствию не удалось заключить в СИЗО.
Как рассказал „Ъ“ адвокат Хикматуллин, незадолго до ареста его подзащитного, а также других фигурантов дела и их адвокатов ГСУ СКР вызвало в Москву из Казани под предлогом проведения следственных действий. По словам адвоката, полицейские предчувствовали, чем все закончится, и взяли с собой все необходимые для СИЗО вещи. В столице их сначала задержали, затем предъявили обвинения в «превышении должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ) и «незаконном обороте наркотических средств» (ст. 228 УК РФ). После этого обвиняемых повезли в Басманный суд. Там представители ГСУ СКР, в частности, заявили, что фигуранты дела могут скрыться от следствия или помешать расследованию, используя свои связи в правоохранительных органах. Адвокаты назвали эти предположения голословными, так как за почти год расследования никто из полицейских не отказывался от дачи показаний и являлся по первому требованию к следователю. По словам адвоката, сторона защиты предлагала суду отпустить полицейских под залог или заключить их под домашний арест. Однако суд принял решение удовлетворить ходатайство следствия.
Как сообщил господин Хикматуллин, он и его коллеги уже подали в Мосгорсуд апелляционные жалобы. «Мы воспринимаем арест не как меру пресечения, а как способ оказания давления на наших подзащитных»,— заявил он.