Работаем на дизеле
Что посмеем, то и сожмем
"Нельзя одним и тем же горючим питать грубый трактор, например, и самолет", - говорил Альберт Мозес инспектору Глебски в отеле "У погибшего альпиниста"... Даже в 1969 году, когда братья Стругацкие написали свою фантастическую повесть, это уже была не совсем правда. А сегодня ситуация изменилась еще более существенно: дизель - это уже не шумноватый агрегат, пригодный только для сельхозтехники или работы в порту. Сегодня двигатели с воспламенением от сжатия можно увидеть и на спортивных моделях, таких, как BMW X5 xDrive M50d.
Принципиальная особенность дизелей - их высокая, по сравнению с бензиновыми, эффективность. Но при этом они тяжелее, работают на более низких оборотах и с того же рабочего объема дают меньшую мощность - что означает, что при равной мощности дизель будет больше и тяжелее. Именно поэтому первые десять лет своего существования дизели использовались исключительно как стационарные, для перекачки нефти, например. Да и в начале XX века, в 1903 году, когда дизели пришли на транспорт, первыми точками их приложения стали суда. Лишь в 1922 году моторы, питающиеся соляркой, появились на тракторах. Год спустя - на грузовиках. И только в 1936 году на легковых автомобилях.
Еще до Второй мировой войны экономичные дизели привлекли внимание производителей авиационных двигателей, в том числе и фирмы BMW, для которой авиация исторически была даже более значимой сферой приложения сил, чем автомобили. Правда, дальше экспериментов дело не пошло: дизели оказались тяжеловаты для самолетов, а рынок силовых агрегатов для дирижаблей был не слишком обширен, и после катастрофы Hindenburg практически исчез. Зато дизели стали завоевывать место под капотами автомобилей. Что же касается легкового транспорта, то первая серийная дизельная модель BMW появилась лишь в 1983 году. Двигатель, естественно, рядный шестицилиндровый, был создан на основе аналогичного бензинового. При рабочем объеме 2,4 литра мотор M21D24 благодаря турбонаддуву развивал 114 л.с. Весьма неплохо для того времени.
Растянутый пик
На X5 M50d стоит дизель M57S объемом три литра. И это тоже классическая рядная "шестерка". Именно такое расположение цилиндров обеспечивает максимальную уравновешенность работы - для дизеля это особенно важно, и именно поэтому конструкторы BMW много лет отдавали предпочтение такой компоновке.
Чтобы добиться максимальной эффективности, BMW использует новую систему TwinPower Turbo. Двухступенчатый наддув обеспечивают сразу три турбокомпрессора. Две легкие и компактные турбины быстро реагируют на изменение оборотов. Третья, более крупная, подает большие объемы воздуха. Такая схема помогает добиться быстрой реакции на любых оборотах. Характеристика крутящего момента имеет растянутый пик на уровне 740 Нм в диапазоне от 2000 до 3000 об/мин. Это больше, чем у любой другой версии X5 и даже больше, чем у X6 M! Водитель ощущает это как постоянную готовность двигателя к разгону. Разумеется, в M57S нашли применение и другие элементы современных дизельных технологий: непосредственный впрыск в цилиндры под очень высоким давлением, 2,2 бара, а также общий топливопровод Common Rail. А в системе турбонаддува используется промежуточное охлаждение - интеркулер в просторечии.
Поэтому впечатляющая мощь не означает чрезмерного расхода топлива. Да, таковы парадоксы прогресса: автомобиль способен на все большее, но требует при этом все меньше. Самый мощный дизель на X5 расходует меньше топлива, чем самые скромные бензиновые моторы - даже в городском цикле расход не превышает девяти литров на 100 км. Конечно, в реальности он будет выше: водителям таких машин сложно удержаться от реализации их мощи и проверки разгонной динамики. Когда вам обещают достижение сотни с места чуть более чем за пять секунд, очень хочется использовать весь потенциал роскошного мотора.
Каждому свое
BMW X5 M50d питается той же соляркой, что и контейнерный погрузчик, он же "ричстакер", он же "креветка" - Linde C4531. И двигатель у Linde тоже рядный и шестицилиндровый. Только рабочий объем мотора у погрузчика в три с половиной раза больше, а мощность чуть поменьше - 334 л.с. Но при этом максимальная скорость погрузчика - 25 км/ч, ровно одна десятая от 250 км/ч BMW X5 M50d, у которой она, как обычно, ограничена электроникой - а то могла бы быть и повыше! Но и Linde есть чем гордиться: он может поднимать контейнеры массой до 45 тонн.
Высокая эффективность дизеля дает возможность каждому конструктору добиваться высокой эффективности - кому-то скорости, а кому-то мощи.
Для BMW двигатели - это действительно сердце автомобиля. Не зря название компании расшифровывается как "Баварские моторные заводы". Накопленный за 30 лет опыт нашел воплощение в двигателе M57S. Его ставят на флагманские версии X5 M50d и X6 M50d. Это одни из самых мощных и быстрых моделей в своих семействах. Не случайно в обозначении появилась буква M - она указывает на принадлежность X5 M50d к M Performance Automobiles. Это означает, что в дополнение к мощному, 381-сильному двигателю у автомобиля спортивная восьмиступенчатая автоматическая трансмиссия, адаптивная подвеска с переменными настройками амортизаторов и рулевое управление Servotronic M от M GmbH.
Во внешности BMW X5 xDriveM50d тоже нетрудно заметить ее принадлежность к M Performance Automobiles - собственно, именно версии с мощным дизелем стали первыми представителями этой новой линии. Глянцевые черные элементы отделки от BMW Individual, биксеноновые фары, 19-дюймовые диски с двойными спицами. И. конечно, надпись M50d на двери багажника.
Внутри спортивная сущность X5 M50d подчеркнута спортивными креслами, специальной отделкой потолка антрацитового цвета. Рулевое колесо от M GmbH также входит в стандартную комплектацию. Так что по совместительству это еще и самая дорогая версия X5.
Правда, контейнерный погрузчик Linde стоит все равно дороже. Но вам он едва ли пригодится.
Некоторые примеры применения дизеля в народном хозяйстве.
JCB Dieselmax
Сегодняшний рекорд скорости для дизельных автомобилей составляет 563,418 км/ч. Он был установлен 3 августа 2006 года на бывшем дне ныне высохшего озера Бонневиль в США. Каждый из двух дизельных моторов, установленных на рекордном автомобиле, развивал 750 л.с. Масса JCB Dieselmax составляла 2700 кг. При этом топливный бак вмещал в себя всего 9 л солярки.
Linde C4531
Этот ричстракер немецкой фирмы Linde способен поднять в воздух морской контейнер весом до 45 тонн. Надо ли говорить, что при этом сама машина должна весить по крайней мере не меньше. В конкретном случае - 71400 кг. При этом дизельный двигатель американской фирмы Cummins развивает всего 334 л.с., которые снимаются с рабочего объема 10820 куб. см.
Diamond DA42 NG Twin Star
Этот легкий самолет способен взять на борт пилота и трех пассажиров. Но замечателен он тем, что винты его вращают два дизельных мотора фирмы Austro Engine AE300 с жидкостным охлаждением, мощностью 170 л.с. каждый. Крейсерская скорость на оптимальной высоте - 317 км/ч. Потолок - 5485 м. Дальность полета - 1700 км.
Wartsila-Sulzer RTA96-C
На сегодняшний день этот мотор считается крупнейшим в мире поршневым двигателем внутреннего сгорания. Он устанавливается на морских контейнеровозах и работает на мазуте. Высота агрегата составляет 13,4 м, высота - 27 м. Масса - 2300 тонн, один только коленвал весит 300 тонн. Максимальная мощность этого 14-цилиндрового мотора составляет 108920 л.с.BMW X5 M50d
|
Редакция благодарит ООО "Рижский Торговый порт", www.rto.lv и АО SRR, www.srr.lv за помощь в организации съемки.