И было им счастье

Пять счастливых историй про Mazda CX-5

Собрал и записал Николай Ушанов, рисунки Ильи Дроздова

Ревность

...Хотел сразу из аэропорта махнуть. Но как представил себе вечерний МКАД в пятницу! Нет, думаю, заеду домой, хоть сполоснусь, рубашку свежую...

Гнал ближе к двум сотням, и стонал от кайфа предстоящей мести. Как Боярский на коне, типа "Э-ге-гей"! Или как там у какого-то барда: "Ужасной ревностью томим, в командировке я влачился". Быстро темнело. Я решил пощелкать компьютером и вдруг обнаружил, что соляры осталось на 70 километров. Ух ты ж! А мне ехать еще как минимум 80. Домчал до ближайшего "Лукойла". Подъехал, быстро сунул пистолет в бак, побежал платить. Называю номер колонки, опускаю руку в карман... И тут до меня доходит. Мама дорогая! Я же все - все!! - документы и кошелек с налом и кредитками оставил в том пиджаке, в котором прилетел!

Вернулся в машину, закрыл дверь. Тихо. Что делать? Вот, подумалось, идиот ревнивый. Как теперь быть? Топлива явно до места не хватит - компьютер показывает уже 60 км. А ведь каждому дураку известно, что при скорости далеко за 150 самый экономичный автомобиль становится кадавром, неудовлетворенным желудочно. Теперь буду беспомощно стоять на дороге... А Ирка там... Спать в машине? Без двигателя ночью холодно. Звонить кому - так пятница, вечер, они уже принимают вовсю...

Медленно выехал на шоссе. Так, какая скорость признана самой экономичной? Поедем... Ну, допустим, 80 км/ч. Когда я покупал... мы с Иркой покупали эту машину, продавец упомянул, что на одной заправке, а это 58 литров, СХ-5 может проехать больше тысячи километров. Врал, конечно. Заманивал.

На сколько же хватит моих жалких остатков? Я обнулился. Затяжной подъем. Спуск. Подъем. Вот и поворот на Тулу. Мост. На экране все еще висит цифра "60". Долго висит. Сколько я проехал от "Лукойла"? На одометре 10 километров. Только не поддаваться соблазну, только не придавливать тапку! А мы вот как сделаем, мы включим "круиз" и поставим его... На 75 поставим.

Все... Скоро будет тебе все! А на экранчике... солярки прибавляется! Экранчик мне пишет 65 километров! Последняя горка. Поворачиваем направо и газу!.. Стой-стой-стой! Полегче. Разве ты не заметил, Серега, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? Заметил, товарищ Платон, заметил! Еще как изощрен! Я это давно заметил, когда покупал этот автомобиль. А ведь сколько отговаривали меня - зачем тебе дизель,? Идиоты! Да я как сел на СХ-5, сразу понял - мое. И на следующий день загнал свой немецкий лимузин Ашоту, соседу, он давно вокруг него ошивался...

Сколько? Пятьдесят? Да мы проехали-то всего двадцать по одометру! Обгоняй, обгоняй меня, "Жигуль" несчастный, позорь! Ничего-ничего, и на моей улице опрокинется грузовик с пивом! И сплошные горки, сплошные горки!.. Какая же мука эта маленькая скорость!! Может, плюнуть на все и втопить, гори оно все огнем?.. Ирочка, душа моя! Ради тебя терплю эти муки адовы! Меня фура обгоняет, слышишь, Ира! До чего дошел!

20! Пишет двадцать! А на самом деле сколько? Ну, хоть поближе меня довези, чтобы я пешком смог дойти! Хороша картина, да? Утро, рассвет, птички поют и тут такой зятек красивый в калиточку вползает. Здрасьте! Лилька!! Ну какого рожна ты мою жену сюда увезла!

О! Еще пара горок, прямая, а потом поворот в деревню. Неужели? Неужели я доеду? А циферка "10" не превратится в ноль?...

Вот так и доехал. Открывал ворота и закатывал машину во двор, когда компьютер высветил конкретный "Ноль"! Лильки не было. Ирка уже спала и страшно мне обрадовалась, когда я бухнулся к ней. А назавтра машина уже не завелась - обсохла. Но выполнила свой долг честно и до конца.

Как там у барда? "Мне мой психолог прописал клистир для снятья напряженья. И тем немного обуздал мое больное воображенье!"

Про щуку столетнюю, непойманную.

Так вечерним советом и порешили, что пробраться на озеро попробуют на новой машине. Ведет туда хоть убогая, но дорога, лесовозами и тракторами пробитая, но до конца не убитая.

Утром ранним подскочили - здрасьте! Собрали снасти, и другое, что для обустройства ловли необходимое. Побросали все в "Мазду" и отправились дорогой нелюдимою.

Долго ли, коротко двигали, по колдобинам, по ямам, но к обеду прибыли. Пока сети да прочие снасти расставлялись, скопились на берегу трелевочники да лесорубы - ухмылялись. Но стоять без дела - последнее дело! И часа не прошло - пошло. Заходили и лесорубы по берегам по колено с бреднями, понаделали удилищ, и к тому же последними наловили себе запасов - свежей рыбы массу.

Так за три дня ничего и не поймали, хоть и ждали. Время назад ехать, а посмотрели наши молодцы на датчик топлива - а нет его! Шенкурск - город от того места дальний, да что Шенкурск - до дома хватит едва ли. Что делать? Дедовы слова - правда, ЦеИксПять абы какой солярой по слухам нельзя заправлять. Тут трелевочники с лесорубами оживились. Вы, говорят, перед нами отличились, не дали помереть со скуки гадостной. Теперь пришли мы к вам с вестью радостной: у нас соляры в баках - хоть залейся! Хоть шеломами черпайте, хоть ведрами, с нас не убудет. Поник наш герой головой, да делать нечего - помогают люди. Отвернулся он в отчаянье, чтоб не смотреть на эти чаянья. Наполнился бак сначала на треть, потом - половина, потом целиком. Расстроился наш мужчина, ведь не солярка - какая-то чертовщина. Поклонился он за добро хорошим людям, сел в машину и дал газу - будь что будет. И вынесла Мазда ЦеИксПять СкайЭктив-Дэ этих авантюристов под ясные дедовы очи поближе к ночи. Ну, а наутро и до станции, причем, на той же самой субстанции.

И после не раз заботливо употреблял ее как топливо. И это, кстати, не чудо, а технологии, совершенные и не убогие.

А щука - рыба древняя, там и осталась, наверное.

Продвинутый Оленевод

Только дурак думает, что северный человек первобытный и сегодня везде на олене ездит. Нет, бывает, ездит, конечно, но редко. Зачем? Кто такую глупость говорит - сам глупый! Олень - это мясо, шкура. Это деньги. Трудолюбивый оленевод, который не тратит, что продал, на водку в городе - однако, богатый человек. А ездить по тундре стадо смотреть или ехать бить зверя обычно берут буран, лучше наш, советский, и едут. Но олени, как пел Кола Бельды - хорошо, буран - тоже хорошо. А машина лучше. Очень машину захотелось. Какую покупать? Подумал - какая понравится. Покупать ехал в Сургут, у нас негде. Оказалась дизельная. Я никому не говорил, просто купил.

Товарищ мой меня на ней увидел - сначала завидовал. Красивая. Очень. Потом узнал, что на солярке работает - кричал. Чукчей меня обзывал. Холод, кричал, север, тебе ли не знать - замерзнет, топливо нехорошее, а стоит больше сорока рублей за литр. Я не обижался. Зачем? Он хоть и инженер, но про этот мотор совсем не читал. А я читал. Он не как все, он лучше! Умный, однако, все без человека знает. Он, пока не станет теплый, клапана немного приподнимает, туда, внутрь, горячий выхлоп залетает и поэтому он нагревается быстро. Степень сжатия как у легковушки, поршни умной конструкции. Все топливо, что попало в камеру сгорания, сжигает полностью. Из-за этого экономит. Я залью соляры и буду много ездить, и забуду, когда полный бак лил. Когда он про замерзнет кричал, я подумал - он свою прошлую дизельную машину из бочки в гараже заправлял. Топливо туда по знакомству лил от дорслужбы. В этой бочке страшно было, ягель и тряпки плавали. Кто скажет, откуда эта соляра была? Заправки зачем есть? Заправляться. Арктикой зимой, обычной - летом.

Я теперь если в стойбище звоню, сыновья всегда про машину узнают. Завидуют. Молодые - хотят тоже. Правильно, всегда надо хотеть быть, как отец. Младший все забывает название, спрашивает. "Мазда", говорю, Це-Икс-пять - радуется, повторяет.

Собака и солярка

Если бы вы знали, как я люблю нашу машину! Говорят, что все это железо вонючее и неприятное, и собакам от него противно. Нет, у каждой машины, как и у человека, и у собаки, есть собственный, свой запах. Мне кажется, из тысячи одинаковых машин я свою найду за секунду. Ее ни с какой другой не перепутать.

Обычно я езжу в багажнике. Там тепло, уютно, пахнет ковролином, резиной от коврика, немного мной, солярным выхлопом, сильно хозяйкой, и еще чем-то - не знаю, как называется. Но - своим. И это лучший в мире букет. И как приятно лежать на коврике, вдыхать этот запах, а вокруг все покачивается, едет вместе с тобой и как-то само собой дремлется потихоньку. И диктор в радио что-то монотонно говорит, а под полом происходит движение, вибрация. Но меня это не тревожит. Одним словом - хорошо! И совершенно неважно, куда мы в конечном итоге приедем, лишь бы ехать.

Не знаю, откуда это у меня. Наверное, с детства. Помню, у меня была мама, теплая и вкусная. Потом вдруг меня схватили на руки, подняли высоко и понесли. Ужас страшный! Пальцы в ребра впиваются, высота. Несут, несут, двери хлопают, замки щелкают, лифт дергает. А до этого я только маму видела и комнату, в которой родилась. И тут последняя дверь хлопнула, и в морду мне впились миллионы снежных шариков, мороз, пурга, ветер ледяной - мама, мамочка, где ты? И заплакала, заплакала сначала потихоньку, а потом громче и громче. А меня все несли и несли сквозь эту пургу. И помню, я плачу, а кто-то кричит - где наша "Мазда", где ты ее поставил, собака мерзнет! Потом - хлоп, тихо, ветра нет, тепло и этот запах нашей машины. Мы поехали, я отогрелась и уснула у хозяйки на коленях. А когда проснулась, то все почти забыла и началась у меня моя собственная жизнь. Но машину нашу я с тех пор и люблю.

Толик, столик и высокие технологии

Приятель брезгливо провел ладонью по крышке стола, и как бы между прочим спросил:

- Так зачем тебе эта "Мазда"? Да еще дизельная. Да еще и с дизелем каким-то особенным. Как это при такой небывало низкой степени сжатия - четырнадцать к одному, если не ошибаюсь, - можно эффективно работать?

- Да запросто, - сказал я, разливая по бокалам. - Тут все дело в качестве.

- В каком качестве, дружок? Дизель устойчиво работает и нормально заводится в мороз, если у него степень сжатия 22-24! Ну, ладно, 20 - тоже допустимо. Но не 14! Какое качество?

- Качество сжигания смеси.

Толян пожал плечами:

- За счет чего?

- Ну, хорошо, давай с другой стороны зайдем. Что ты знаешь об оливковом масле? А? Точнее, о способах его приготовления?

- О! - повеселел Толик. - Это совсем другое дело. Об оливковом масле я знаю... все! Это божественная штука! Жаль, что российские люди его еще не оценили! С точки зрения органолептики...

- Органо... чего? - не понял я.

- Органолептика, мой мудрый друг, это когда качество продукта определяют на основе анализа восприятий органов чувств - на глаз, на вкус, на ощупь и даже на слух. Очень полезная штука. Так вот, с точки зрения органолептики самым лучшим считается нерафинированное масло холодного отжима extra-virgin olive oil. В основном производится доисторическими методами, под низким... нет, нижайшим давлением, без применения химии и высоких температур. Лучшее масло!

- И в этом случае - заметь, Толян, ты сам это сказал, - под низким давлением! Там, как я помню, применяются какие-то камни, тележки и еще какая-то фигня, но только не промышленные прессы. Вот, понял, по поводу качества смеси? В цилиндр впрыскивают больше воздуха, подогревают этот впрыск керамические свечи накаливания, и смесь сгорает вся, без остатка. Из-за того, что давление меньше, нагрузка на детали двигателя снижается, то есть увеличивается ресурс его работы, а КПД остается на высоком уровне. Качество!

- Слушай, хватит про железо. Мы ведь его сегодня специально дома оставили. Ну, будем!

MAZDA CX-5 DIESEL



Двигатель, типдизельный R4
Объем двигателя, куб. см2191
Максимальная мощность, л.с.175 при 4500
при об/мин
Макс. крутящий момент, Нм при420 при 2000
об/мин
Трансмиссия6АТ
Приводполный
Максимальная скорость, км/ч204
Разгон до 100 км/ч, с9,4
Расход топлива (смешанный100 км 5,9
цикл), л на
Вся лента