Логика ущерба
Технологические и экономические западные санкции против России уже сейчас влияют на развитие российской нефтегазовой отрасли.
С момента введения США и ЕС санкций против России ряду российских эмитентов уже отказано в получении западного долгосрочного ссудного капитала, а иностранные сервисные компании принудили сократить сотрудничество с их российскими нефтегазовыми партнерами. Пока аналитики подсчитывают возможный ущерб от данных действий, уверенно можно заявить, что практика подчинения экономической целесообразности политикой присуща все большему числу стран.
А ведь для западных банков и компаний российские гиганты были лакомым куском в погоне за низкопроцентным кредитом. Кроме этого в период высоких цен на сырье российская нефтянка, не ограниченная, в отличие от стран--членов ОПЕК квотами, стремилась максимизировать добычу и экспорт черного золота, и западные сервисные компании с их технологической базой были очень нужны. Нужны, так как сегодня основной прирост добычи в РФ осуществляется все же не столько благодаря разработке новых, в том числе сланцевых и арктических, месторождений, сколько увеличению извлечения нефти из тех месторождений, где добыча ведется уже не первый год. И тут западный опыт и технологии по интегрированным методам увеличения нефтеотдачи, несомненно, повышают конкурентоспособность российских компаний в мире. Впрочем, некоторые российские нефтегазовые компании начали готовиться к грядущим ограничениям заранее. Еще в начале текущего года "Роснефть" занялась развитием собственного сервисного блока.
Возникающие проблемы с западным транзитом углеводородов уже ставят под сомнение гарантию доставки сырья до конечных потребителей. Например, в ожидании осеннего раунда переговоров между "Газпромом" и украинским "Нафтогазом" внимание стоит уделить заинтересованной в возникшем конфликте стороне. Такой страной могут быть США, которые, начав строительство заводов по газификации природного газа на восточном берегу (в порте штата Луизиана уже начато строительство терминала по сжижению газа Sabine мощностью 2,76 млрд куб. футов в день, кроме этого неподалеку готовится строительство терминалов Hackberry и Freeport общей мощностью 3,5 млрд куб. футов в день), подтвердили свою заинтересованность в экспорте данного ресурса в Европу. При этом сегодня конкурентоспособность будущих поставок американского газа в страны ЕС поддержана, во-первых, благодаря высоким мировым ценам на нефть, которые создают благоприятную конъюнктуру для добычи сланцевых углеводородов в Штатах. А во-вторых, самими европейцами, которые предпочтут гарантированно получать газ, хоть и переплачивая за его транспортировку. Хотя и в этом случае российский газ с европейского рынка не исчезнет, а перейдет в категорию запасного варианта.
То есть в долгосрочной перспективе российские нефтегазовые компании могут оказаться вытолкнутыми с европейского рынка из-за импортируемого танкерами американского природного газа.
Конечно, выход западных нефтяных компаний из российского бизнеса не столь очевиден. К примеру, за последние несколько лет BP и ExxonMobil проинвестировали крупнейшие нефтегазовые проекты в Сибири и Арктике, газовые — на Сахалине.
Хотя надо признать, что в случае сохранения санкций количество западных инвестиций в аналогичные проекты в будущем неизбежно снизится, и это может пошатнуть позицию России как мирового лидера по суммарной добыче и экспорту нефти и газа.
Тем более что Польша в реальные сроки собирается ввести в эксплуатацию терминал по разжижению природного газа мощностью 5 млрд куб. м, Литва приняла закон, по которому будет закупать не менее 25% импортируемого газа с уже строящегося плавучего терминала по приему СПГ мощностью 4 млрд куб. м, Германия начнет импортировать канадский газ в объеме 5 млрд куб. м, возможно, отстроят аналогичные заводы на побережье Черного моря для приема катарского газа.
Если в дальнейшем экспорт российских углеводородов в страны ЕС будет снижаться (в частности, из-за неурегулированности вопроса с транзитом природного газа через Украину и отсутствия возможности завершить проект "Южный поток" Польше и Болгарии придется начинать строительство заводов по приему СПГ), то упущенные объемы экспорта могут быть гипотетически восполнены на азиатском рынке, особенно если Россия будет проводить уже подтвердившую свою эффективность во внешнеэкономической деятельности других стран--экспортеров углеводородов практику заинтересовывания азиатских партнеров в российском рынке для сбыта своей продукции.
Действительно, для России перспектива увеличения углеводородного экспорта открывается на азиатском рынке. В текущем году Китай впервые обогнал США по объемам закупки нефти и стал крупнейшим импортером черного золота в мире.
В частности, экспорт российской нефти в Азию составил рекордные 1,2 млн баррелей в день, что составило около 30% всего российского экспорта нефти. Транспортировка энергоресурса ведется через нефтепровод Восточная Сибирь--Тихий океан, через который экспортируется порядка 15 млн тонн нефти в год. А с учетом дальнейшего плана развития отношений России с азиатскими государствами довольно перспективным будет транзит российской нефти через территорию Казахстана (кстати, для последнего Россия некогда сама была транзитером нефти).