Священникам упрощают доступ в тюрьмы
Минюст позаботился о свободе вероисповедания заключенных
Правительственная комиссия вчера одобрила законопроект, защищающий право заключенных на свободу вероисповедания. Если документ будет принят, осужденные смогут рассчитывать, в частности, на встречи с духовным лицом продолжительностью не менее двух часов без участия надзирателей. Опрошенные "Ъ" представители конфессий считают, что подобные правила общения с осужденными стоило ввести давно.
Поправки, которые вчера были рассмотрены на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, подготовлены в Минюсте. В ведомстве предлагают по-новому изложить ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), гарантирующую свободу совести и вероисповедания заключенных. В действующей редакции статьи сообщается, что к осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе могут быть приглашены священнослужители, "принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям". "В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой",— говорится в статье. В Минюсте, в свою очередь, считают используемые в действующей редакции УИК тезисы слишком расплывчатыми. "В настоящее время ФСИН России, а также территориальными органами уголовно-исполнительной системы заключено более 80 соглашений о взаимодействии с религиозными организациями. Законопроектом предлагается законодательно закрепить порядок этого взаимодействия",— говорится в заявлении правительства.
Право на отправление религиозных обрядов и встречи с духовниками теперь распространяются и на заключенных под стражу. Более того, в документе указано, что и осужденные, и дожидающиеся приговора граждане вправе хранить предметы культа, а также религиозную литературу. Перечень разрешенных к хранению предметов, "кроме колюще-режущих, состоящих из драгоценных камней и представляющих историческую ценность", будет утверждаться приказом ФСИН. Также законопроектом предлагается регламентировать встречи заключенных с представителями конфессий. "Личные встречи предоставляются продолжительностью до двух часов каждая без ограничения их числа",— говорится в документе. Заключенные вправе встречаться со священниками в отдельном помещении, без надзирателей и "вне пределов слышимости третьих лиц". Единственным условием таких встреч станет наличие камеры видеонаблюдения. При этом правом на общение с духовником предлагается наделить даже заключенных, содержащихся в штрафных изоляторах, карцерах и одиночных камерах.
Опрошенные "Ъ" представители религиозных конфессий называют законопроект своевременным и рассчитывают, что он упростит присутствие священнослужителей в тюрьмах. Как заявили "Ъ" в синодальном информационном отделе РПЦ, законодательная регламентация доступа священнослужителей к заключенным является давно назревшей необходимостью. "У церкви существует значительная практика работы с заключенными, но до сих пор она строилась преимущественно на соглашениях епархий с местными управлениями ФСИН. Теперь настало время обобщить сложившиеся отношения и после обсуждения с заинтересованными сторонами придать им форму закона,— сказали в отделе.— Важно иметь в виду, что право общения заключенных со священнослужителями законодательно обеспечивается многими зарубежными странами и считается неотъемлемой частью религиозной свободы, которой не могут быть лишены находящиеся под стражей". "Новые правила посещения священнослужителями осужденных граждан могут в полной мере дать возможность духовенству помочь людям, попавшим в тяжелую ситуацию",— согласен зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
"Сейчас регламент посещения осужденных очень сильно зависит от воли начальника учреждения, — рассказал Ъ руководитель департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями раввин Арон Гуревич. — Новый документ призван узаконить, а главное регламентировать правила работы священников в тюрьмах". По его словам, "если закон будет принят, то можно будет передавать осужденным литературу, предметы культа, что сейчас зачастую сделать бывает трудно".